Проведение зимней Олимпиады в 2014 г. в Сочи было вопросом повышения престижа России в мире, ее авторитета как великой спортивной державы. То, что местом для проведения соревнований по зимним видам спорта был выбран Сочи — город-курорт и «летняя столица» России, поначалу приводило в замешательство. Однако сразу же стало ясно, что это всего лишь еще один вызов, дополнительный повод для гордости: Сочи стал первым городом с субтропическим климатом, где прошли зимние Олимпийские игры.
1. Россия — хозяйка Игр
История подготовки к Олимпийским играм в Сочи длительная. И Светлана Моисеевна Гурьева — почетный член РФГС – Российской федерации горнолыжного спорта, и Игорь Викторович Ярошевский — главный архитектор города Сочи в 1985-2000 гг., и ООО «Южная архитектурная компания» (г. Сочи), и патриоты Красной Поляны Владимир Васильевич Овсянников, Петр Николаевич Федин не одно десятилетие готовили соответствующие Концепции.
С 2004 г. по заказу Госстроя России, ФГУП РосНИПИ Урбанистики совместно с Гипрогор разрабатывался генеральный план развития туристско-спортивного горноклиматического комплекса «Красная Поляна» (диплом XIII Международном фестивале «Зодчество-2005»). В работе также участвовали ФГУП «Росстройизыскания» и ЗАО «Национальный градостроительный институт». Именно в этой работе впервые была выполнена Схема резервируемых территорий под олимпийские виды спорта, схема инвестиционных площадок.
Еще в 2004 г. распоряжением Правительства РФ целый ряд площадей Сочинского национального парка был передан частным инвестиционным компаниям для освоения с целью создания горнолыжного курорта.
Генеральный план туристско-спортивного горноклиматического комплекса «Красная Поляна» доказал, что юго-восточная часть территории Большого Сочи, где находится Красная поляна, имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы здесь, в пределах контура часовой доступности, был сформирован первый в отечественной и мировой практике круглогодичный, универсальный по выбору видов отдыха, спорта и оздоровления курортный комплекс. Также было дано обоснование возможности выдвижения Сочи как кандидата на право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года
В 2005 г. главе холдинга «Интеррос» Владимиру Потанину удалось увлечь необычной идеей «Зимняя Олимпиада в субтропиках» первых лиц государства.
Постановление Правительства РФ от 08 июня 2006 г. №357 «О Федеральной целевой программе «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)»
22 июня 2006 г. президент МОК Жак Рогге из семи претендовавших заявок на проведение Олимпийских игр 2014 г. назвал имена трёх городов-кандидатов. Ими стали Сочи (Россия), Зальцбург (Австрия) и Пхёнчхан (Южная Корея).
8 января 2007 г. главный документ предвыборной кампании -Заявочная книга «Сочи-2014», города-кандидата на право проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года, была направлена в штаб-квартиру Международного олимпийского комитета (МОК) в Лозанне, Швейцария с сопроводительным письмом Президента Российской Федерации Владимира Путина на имя президента МОК Жака Рогге.
Это был трехтомный труд (500 страниц, 110 таблиц и карт) в котором максимально детально были проработаны все аспекты проведения будущих Игр — от плана спортивных сооружений и схем движения транспорта до характеристики погодных условий города и описания церемоний открытия и закрытия.
Для Заявочной книги американское архитектурное бюро HOK Sport Venue Event (с декабря 2008 г. – Populous) подготовило эскиз генерального плана Олимпийского парка. Бюро, имевшее большой опыт олимпийских строек и прекрасно ориентировавшееся в многочисленных требованиях МОК, не стало придумывать для Сочи велосипед. Американцы предложили все стадионы разместить по кругу так, чтобы в центре образовалась большая площадь.
Из истории Генерального плана Олимпийского парка. В. П. Коротаев: «Имеретинская низменность вчера, сегодня, завтра».
«Чтобы найти новые решения для олимпийского кластера в Имеретинке, 22–24 июня 2007 года по решению Архитектурного совета при Координационном совете по реализации Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006–2014 годы)» был организован специальный семинар в усадьбе Суханово. Его организацией занимался Союз архитекторов России. В числе приглашенных были известные в России архитекторы: Александр Асадов, Андрей Боков, Юрий Гнедовский, Юрий Григорян, Олег Козинский, Михаил Хазанов и др. Почти тридцать архитекторов и градостроителей были разбиты на пять команд, каждая из которых за несколько дней подготовила свой вариант концепции развития олимпийского кластера в Имеретинской низменности. Множество идей, сгенерированных участниками конкурса, позволяют выделить несколько общих принципов. Это отказ от кругового расположения спортивных арен в пользу их линейного размещения вдоль моря. Это выделение главного стадиона и наградной зоны как объектов, требующих особого акцентирования в Олимпийском парке. Это сохранение особо охраняемой природной территории и развитие на ее базе мощной парковой зоны. Наконец, это внимательное отношение к главным планировочным осям Олимпийского парка, идущим от основных входов к спортивным аренам и морю. В целом семинар в Суханове показал, что концепция компании НОК Sport требует радикального пересмотра, при этом был выработан довольно-таки внушительный корпус идей, который мог бы стать прекрасной основой для будущего проектирования олимпийской территории».
В работе над Заявочной книгой «Сочи-2014» участвовали 10 комиссий профильных министерств и ведомств; было привлечено более 100 российских и международных экспертов, имеющих успешный опыт прошлых олимпийских кампаний. Генеральным директором Заявочного комитета «Сочи-2014» был Дмитрий Чернышенко. Президентом Олимпийского комитета России (ОКР) был Леонид Тягачев.
Содержание Заявочной книги «Сочи-2014» одобрил Оргкомитет по поддержке выдвижения города Сочи в качестве города-кандидата во главе с заместителем председателя правительства РФ Александром Жуковым.
Города-кандидаты должны были представить свои заявочные книги в МОК до 10 января 2007 г. Помимо Сочи, на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года претендовали Пхенчхан (Южная Корея) и Зальцбург (Австрия).
С 20 по 23 февраля 2007 г. в Сочи прошла инспекционная поездка Оценочной комиссии МОК во главе с членом МОК от Японии Чихару Игайя, призером Олимпийских игр по горным лыжам.
Визит комиссии состоял из официальных презентаций и поездок по площадкам строительства будущих олимпийских объектов. Утвержденный маршрут визита комиссии включал посещение объектов горного и прибрежного кластеров. Это была стандартная процедура посещения города-кандидата, разрешенная и Олимпийской хартией, и Этическим кодексом МОК.
Выборы города-хозяина Олимпиады, столицы зимних Олимпийских игр 2014 г. состоялись 4 июля 2007 г. (в России было уже 5 июля) на 119-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в Гватемале, на которой было принято решение о проведении в городе Сочи с 7 по 23 февраля 2014 г. XXII Олимпийских зимних игр и с 7 по 16 марта 2014 г. — XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. Уже на следующий день президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ «О подготовке к проведению Игр в Сочи».
Победа сочинской заявки уникальна в том плане, что практически все олимпийские объекты предполагалось построить с нуля за 7 лет, одновременно вложив огромные средства в развитие инфраструктуры всего города и региона.
5 июля 2007 г. Леонид Тягачёв как президент Олимпийского комитета России подписал контракт с МОК на проведение Игр 2014 г. в Сочи. Вместе с ним от российской стороны подписи поставили губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв и мэр Сочи Виктор Колодяжный.
В октябре 2007 г. был создан «Оргкомитет «Сочи 2014», который нес консолидированную ответственность за конечный результат от имени правительства России, города Сочи и Олимпийского комитета России перед главным заказчиком – Международным Олимпийским комитетом. Всего менее трети расходов на организацию и проведение Олимпийских игр в Сочи было выделено из федерального бюджета. Остальные средства Оргкомитет заработал, обеспечив доходы от реализации спонсорских соглашений, прав телетрансляций, продажи билетов и сувенирной продукции. Президентом Оргкомитета был назначен Дмитрий Чернышенко.
С 2008 г. ФГУП РосНИПИ Урбанистики начинает выпускать документацию по планировке горнолыжных комплексов Горной зоны ТСГКК «Красная Поляна»: ОАО «Газпром» (хребет Псехако), ОАО «Красная Поляна» (северный склон хребта Аибга), ГЛК «Роза Хутор», ГТК «Альпика Сервис» для размещения олимпийских объектов горного кластера.
От Правительства Российской Федерации курировали подготовку к Олимпийским играм вице-премьер России Дмитрий Козак, министр спорта России Виталий Мутко.
Решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 № 89 был утвержден Генеральный план городского округа «Город Сочи».
Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи утверждены 29 декабря 2009 г. решение ГСС № 202. В них были отображены Зоны международного гостеприимства (ЗМГ), и территории, определенные Единой архитектурной концепцией.
Сводный эскизный проект в составе детализированного проекта планировки территории Имеретинской низменности, г. Сочи (2011 г.) ООО «ИК «Технопром» (ЦНИИП градостроительства РААСН). Руководители проекта: Сапричян К. В., Асадов А. Р., Коротаев В. П.
Главные архитекторы проекта: А. В. Рождественский, Т. В. Чернова
29 декабря 2007 г. было принято постановление правительства РФ «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». Для реализации программы была создана Государственная корпорация «Олимпстрой». Организация спортивных мероприятий и их обслуживание было возложено на Оргкомитет «Сочи 2014».
В 2009 г. была утверждена специальная программа «Сочи — гостеприимный город», которая была направлена на формирование новой городской среды будущей столицы Олимпийских игр. Это и обновление архитектурного облика города, и качественного улучшения уровня сервисных услуг. Программа состояла из двух частей. Первая часть — подготовка к Олимпиаде и приему гостей, а вторая – жизнеобеспечение всего города в целом и его инфраструктуры.
Программа – «Наследие игр» 2010 г. предусматривала дальнейшую эксплуатацию олимпийских объектов и комплексного развития города после Олимпийских игр.
Важное значение при подготовке Олимпийских игр в Сочи сыграл Жан-Клод Килли — французский горнолыжник, победитель зимней Олимпиады 1968 г. в Гренобле во всех трёх видах горнолыжных соревнований, 6-кратный чемпион мира, обладатель первых двух Кубков мира по горнолыжному спорту. Будучи председателем Координационной комиссии МОК по Играм в Сочи 2014 г., Килли курировал подготовку к Олимпиаде.
2. Образ Олимпийских игр 2014
В 2010 г. Правительство РФ утвердило Единую архитектурную концепцию развития территории проведения Олимпийских игр, разработанную Союзом архитекторов России.
В 2010 г. была утверждена Разработанная Союзом дизайнеров России Концепция художественного, светового, информационного оформления территории города Сочи.
В 2009-2010 гг. архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья» (руководитель С. В. Падалко) разработала «Архитектурно-планировочную и объемно-пространственную концепцию Олимпийского парка».
В соответствии с Концепцией на 256 гектарах Олимпийского парка разместились шесть спортивных арен, парк под названием «Река» и центральная Олимпийская площадь. Вход в Олимпийский парк начинался с вокзала. Спортсмены и болельщики проходили через 180 контрольно-пропускных устройств и далее около километра к главной Олимпийской площади. Эта дорога имеет образ горной реки, где роль потока выполняли группы людей, идущих по дорожкам, а слева и справа — берега со всевозможными ресторанчиками, павильонами и развлечениями. Людской поток, двигаясь в этом русле, составил около 65-70 тысяч человек за три часа.
У входа на площадь людей встречали пропилеи — металлические конструкции, каскад которых был обтянут синтетическими тканями. Изнутри ткань была подсвечена в определенной цветовой гамме.
Нереализованным осталось колесо обозрения. Планировалось, что осмотреть весь Олимпийский парк можно будет с панорамного колеса высотой в 85 метров.
ООО «Архитектурная мастерская-ТРИ» (директор Спиридонов В. Л.) несколько лет занималась разработкой искусственного ландшафта Олимпийского парка: входная площадь с фонтанным комплексом «Каскад», парк «Река», Аванплощадь и центральная Олимпийская площадь составили единую пространственную композицию. В 2011 г. проект был откорректирован в связи с интеграцией трассы Формулы-1. Подобно реке, бегущей с гор в долину, потоки посетителей спускались от здания железнодорожного вокзала по ступеням подиума и соединялись с людскими потоками, следующими от автобусных станций.
Парк Скульптур. Полтора километра от точки прибытия на вокзал до стадионов люди должны были пройти. И все это пространство – это и предполагался Парк скульптур. Это был единый замысел, единое пластическое решение пешеходных связей и художественно-декоративного оформления. В 2011 г. был проведен конкурс арт-объектов для Олимпийского парка.
Главный художник ГК «Олимпстрой» скульптор Георгий Франгулян тогда придумал девиз парка – «Пространство, движение, цель». Скульптуры рассматривались вроде маяков в людском море. Они соразмерны человеку, напоминают, что спорт и искусство взаимосвязаны. Должны были быть представлены все жанры и направления: абстрактные, фигуративные работы, анималистическая скульптура, кинетические объекты: 68 скульптур 49 авторов.
Этот серьезный арт-проект не был реализован.
Оргкомитетом «Сочи 2014» была разработана символика Олимпиады – логотип:
26 февраля 2011 г. путем всенародного голосования были выбраны талисманы Олимпийских игр — Белый мишка, Снежный барс, Зайка.
Талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка.
24 сентября 2012 г., ровно за 500 дней до старта зимних Олимпийских игр, Дмитрий Чернышенко назвал слоган предстоящих соревнований: «Жаркие. Зимние. Твои».
Визуальный образ Олимпийских игр в Сочи это «лоскутное одеяло», представляющее собой объединение в единую концепцию 16 орнаментов национальных промыслов России: вологодское кружево, гжель, жостовская роспись, кубанские узоры, кубачинские узоры, мезенская роспись, павлопосадские платки, палехская миниатюра, ракульская роспись, русский ситец, северодвинская живопись, трёхгранновыемчатая резьба, узоры олимпийских одежд сборной России («перо жар-птицы»), уфтюжская роспись, хохлома, якутские узоры.
Большое пёстрое одеяло Олимпиады словно обозначает каждого из нас: жителя Кубани и Якутии, Архангельска и Вологды, Москвы и Нижнего Новгорода — каждого в отдельности и всех сразу.
Ровно за 1000 дней до начала Олимпийских игр в Сочи и во многих городах России были запущены часы обратного отсчёта, по которым можно было наблюдать за тем, сколько дней, часов, минут и секунд осталось до открытия Олимпийских игр.
Часы компании OMEGA высотой 4,15 м и длиной 4,408 м были установлены в парковой зоне перед зданием Морвокзала. На лицевой стороне часов находился циферблат, отсчитывающий время до церемонии официального открытия Олимпийских игр, а на тыльной стороне – циферблат, ведущий время до старта Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи.
Эстафета олимпийского огня началась в Москве 7 октября 2013 г., куда огонь был доставлен из Афин, и закончилась в Сочи 7 февраля 2014 г. Олимпийский огонь был пронесён через столицы всех 83 субъектов Российской Федерации. В эстафете олимпийского огня приняли участие 14 тысяч факелоносцев. В ходе своего путешествия олимпийский огонь побывал в самом глубоком озере мира — Байкале, на Эльбрусе и на Северном полюсе. Кроме того, огонь отправляли в космос.
Стадион «Фишт», на котором проводились церемонии открытия и закрытия, был спроектирован австралийскими специалистами, сооружён российскими и турецкими строителями, оснащён передовым немецким и другим оборудованием (в том числе 130 прожекторами и 2,6 миллионом ламп) и механизмами, а также преимущественно японской телевизионной и телекоммуникационной техникой. Многие использованные на церемонии масштабные и сложные декорации, реквизиты были изготовлены по специальным заказам зарубежными компаниями (например, подвесная двигающаяся светящаяся «русская тройка» — в Швеции, надувные электронные куклы-талисманы — в Австралии и т. д.).
В церемонии зажжения олимпийского огня приняло участие шесть человек — Мария Шарапова, Елена Исинбаева, Александр Карелин, Алина Кабаева, на последнем этапе к чаше, устроенной на площади Олимпийского парка в виде наклонно-изогнутой 30-метровой стелы — Владислав Третьяк и Ирина Роднина. Депутаты Госдумы и великие спортсмены зажгли олимпийскую чашу.
Среди организаторов церемонии открытия Олимпийских игр 7 февраля 2014 г.: Константин Эрнст — главный креативный продюсер церемоний и автор сценария; Георгий Цыпин — художник-постановщик и автор сценария, ранее он работал в Метрополитен-опера, Ла Скала, Большом театре, Мариинском театре; Андрей Болтенко — режиссёр-постановщик и автор сценария; Игорь Матвиенко — музыкальный продюсер и др.
Открытие Олимпийских игр 2014 — грандиозное шоу, совместившее традиции олимпийского движения и глубокий экскурс в историю нашей страны в сопровождении масштабных спецэффектов.
Основная концепция программы открытия Олимпиады-2014 «Сны о России» была построена на истории Российского государства, переданной в виде сна девочки по имени Любовь, которая видит Россию и ее историю в разных периодах. В церемонии приняли участие 3 тысячи артистов и 2 тысячи волонтеров, для которых было сшито 6 тысяч костюмов. Общее число участников церемонии — более 9200 человек.
Цель была достигнута – Россия показала страну не только для иностранцев, но и для самих себя.
На церемонии открытия Олимпиады 7 февраля 2014 г. случился забавный казус: снежинка, которая должна была стать пятым олимпийским кольцом, не раскрылась. И это действо было талантливо обыграно на закрытии Олимпийских игр. Пятое кольцо, состоящее из танцоров, на мгновение замерло перед развертыванием.
Церемония закрытия зимних XXII Олимпийских игр состоялась 23 февраля 2014 г. И зрители также путешествовали сквозь пласты русской культуры, переворачивая страницы русской литературы, наслаждаясь волшебством русской живописи и русской музыки. Постановщиком церемонии закрытия Олимпиады стал итальянский театральный режиссёр Даниэле Финци Паска.
Удалось в сценарии отразить нашу идентичность, изменить образ России в глазах иностранцев и вызвать восторг всего мира от проведенной Олимпиады, сконцентрировать внимание на величии страны. Президент МОК Томас Бах назвал Олимпийские игры 2014 великими и лично поблагодарил Владимира Путина за «необычайный успех этих Олимпийских игр», отметил «эффективность и дружественность, патриотичность и открытость» страны-хозяйки Олимпиады, а также особо поблагодарил волонтеров за их работу.
3. Олимпийское строительство.
Сочинская Олимпийская архитектура представляет собой не просто набор спортивных сооружений, предназначенных для проведения зимних олимпийских игр, но является частью олимпийской гордости России и создает зримый образ грандиозного спортивного праздника, гостеприимной хозяйкой которого стала наша страна и город Сочи.
Строительство одновременно велось в трёх основных кластерах: прибрежном, горном и городском. Было построено:
- 15 спортивных объектов
- 4 современных горнолыжных курорта
- 360 км автомобильных дорог
- 201 км железнодорожных путей
- 690 км инженерных сетей
- 102 автомобильных моста протяженностью более 27 км
- 967 400 кв. м дорожного покрытия и тротуаров
- 54 железнодорожных моста протяженностью более 16 км
- 22 тоннеля
- 46 объектов олимпийского размещения с общим номерным фондом более 27 000 номеров, из них непосредственно в Имеретинской низменности — свыше 13 000 номеров
- 1000 МВт мощности энергосистемы Сочи
- 120 000 единиц оборудования, 10 000 радиостанций, 1600 видеокамер, 5000 телевизоров, 20 видеоэкранов для создания новейшей системы трансляции Игр.
Работа над всеми олимпийскими спортивными сооружениями проходила в два или даже три этапа, на каждом из которых архитекторам несколько раз пришлось практически полностью менять объемно-планировочное решение каждого объекта, а следовательно, и его архитектурный облик. Первым этапом следует считать то самое решение, которое было заложено в Заявочной книге. Оно было очень схематичным и давало только самые общие представления о будущем объекте. На втором этапе происходил тендерный отбор подрядчика, который, в свою очередь, привлекал разработчика проекта.
К этому времени Оргкомитетом уже были подготовлены подробные требования к условиям проведения соревнований, уточнены количественные параметры всех элементов проектов. Это привело к необходимости пересмотра предыдущих эскизных решений. В Заявочной книге не было заложено какой-либо единой стилевой и архитектурной целостности. Поэтому команды архитекторов работали разрозненно, исходя из собственных представлений о том, каким должны быть их творения.
В августе 2006 г. было создано ФГУП «Дирекция развития города Сочи», на основе которого 8 ноября 2007 г. во исполнение Федерального закона № 238-ФЗ от 30 октября 2007 г. образована Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»). Корпорация являлась правопреемником ФГУП «Дирекция развития города Сочи» по заключённым государственным контрактам на проектирование олимпийских объектов.
Президентами ГК «Олимпстрой» в разные годы были:
— Семён Михайлович Вайншток (2007—2008 гг.)
— Виктор Викторович Колодяжный (2008—2009 гг.)
— Таймураз Казбекович Боллоев (2009—2011 гг.)
— Сергей Анатольевич Гапликов (2011—2014 гг.).
Регулятором правоотношений при подготовке к Олимпиаде стал Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта».
29 декабря 2007 г. Правительство Российской Федерации утвердило Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 991). Программа состояла из 258 пунктов, что составляло около 400 строительных площадок. В олимпийском проекте было занято 50 ответственных исполнителей – это федеральные и региональные органы власти, а также частные инвесторы.
В 2009 г. на должность Главного архитектора — директора дирекции ГК «Олимпстрой» был приглашен Олег Харченко, бывший главный архитектор Санкт-Петербурга. Кроме высоких требований к функциональным, конструктивным и экологическим качествам проектов, Харченко в приоритет работы ставил вопросы особой привязанности объектов к месту и национальным традициям, уникальной пластической архитектурной выразительности.
При ГК «Олимпстрой был создан Архитектурный совет, в который вошли президент Союза архитекторов РФ А. В. Боков, почетный президент Союза архитекторов РФ Ю. П. Гнедовский, президент Российской Академии архитектуры и строительных наук А. П. Кудрявцев, вице-президент РААСН В. И. Травуш, президент Союза дизайнеров России Ю. В. Назаров, президент Российской академии художеств З. К. Церетели, председатель Союза художников России А. Н. Ковальчук, главный архитектор Краснодарского края Ю. В. Рысин, главный архитектор Сочи О. В. Шевейко и руководители архитектурных мастерских.
Соревновательные объекты:
Прибрежный кластер – Олимпийский парк
Главная олимпийская площадь с её хороводом спортивных арен, кольцом флагштоков, кратерообразным заглублением центральной зоны и круглым озером в центре, колесом обозрения и вздымающимся к небу факелом Олимпийского огня была решена как незабываемое кульминационное зрелище.
В ходе проектирования, организаторы строительства серьезно задумались о целесообразности появления на ограниченной территории нескольких капитальных сооружений, предназначенных для размещения в них ледовых полей. В результате, было принято решение о том, что пять сооружений должны быть перепроектированы на сборно-разборные металлокострукции, с тем, чтобы после проведения Олимпийских игр эти сооружения можно было бы разобрать и перевезти в другие города России. Именно с этого времени можно выделить начало третьего этапа в жизни основных олимпийских объектов, поскольку работу над ними пришлось практически начать заново. Появилась возможность переосмыслить прежние архитектурные решения, сопоставить их друг с другом, и изменить таким образом, чтобы весь комплекс огромных спортивных сооружений обрел гармонию и выразительность.
Несоревновательные объекты
Прибрежный кластер – Олимпийский парк
Развитие курортного района «Имеретинский»
Вдоль Черноморского побережья Имеретинской низменности была построена набережная и бульвар-променад протяженностью более 7 км и искусственные пляжи шириной до 50 м.
После заключения соглашения с президентом «Формулы-1» Берни Экклстоуном, в сотрудничестве со специализированным проектным бюро «Tilke GmbH» были предложены решения по размещению гоночной трассы «Формула-1» на территории Олимпийского парка в Имеретинской низменности. Между инвестором ОАО «Центр «Омега» и организатором гонок «Формула-1» был подписан договор о проведении российского этапа соревнований на специально подготовленной трассе на территории Олимпийского парка в Имеретинской низменности начиная с 2014 г. В роли главного архитектора трассы выступил известный архитектор Герман Тильке.
Соревновательные объекты
Горный кластер (в районе п. Красная Поляна – п. Эсто-Садок)
На территории Горного кластера разместились объекты горнолыжного спорта:
- горнолыжный центр на 18 тысяч мест;
- сноуборд-парк на 15 тысяч мест;
- фристайл-центр на 14 тысяч мест;
- комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону на 16 тысяч мест;
- санно-бобслейная трасса на 11 тысяч мест;
- комплекс трамплинов на 15 тысяч мест;
- горная олимпийская деревня на 2,6 тысяч мест.
Несоревновательные объекты
Горный кластер. Олимпийская деревня
В Горном кластере были построены две большие олимпийские деревни. Комплекс, разработанный в мастерской архитектора М. Филиппова «Город-540» включил в себя 3,5 тысячи номеров для спортсменов.
По филипповскому проекту построили традиционный средиземноморский город — с площадями разных форм и масштабов, переплетающимися улочками, сложным рисунком черепичных крыш на фоне живописной небесной линии, протяженной речной набережной (поселение занимает участок вдоль северного берега реки Мзымты, длина участка — около километра).
Еще один жилой комплекс – «Город-960», выполненный архитектором М. Атаянцем в стиле неоклассики, имеет вид более сдержанный и менее декоративный, реализован на отметке 960 метров над уровнем моря.
Роза-Долина с гостиницами и ресторанами. Проект выполнен московскими архитекторами из мастерской «Арк», которые пошли по пути классической архитектуры, присутствующей в знаменитых санаториях и некоторых транспортных Сочинских сооружениях — Морской и Железнодорожный вокзалы.
Несоревновательные объекты – Инфраструктурные проекты
Доставка зрителей на Олимпийские объекты Горного кластера осуществлялась по вновь построенным автомобильным и железнодорожным дорогам. Их протяженность составляет 48 км. Согласно требованиям МОК к олимпийским объектам, в Красной Поляне наряду с действующей трассой должен был быть построен дублёр. Организаторы игр решили построить совмещённую автомобильную и железную дорогу. При проектировании было решено проложить эту дорогу вдоль левого берега горной реки Мзымта. Прокладка этой дороги оказалась очень сложным в инженерном отношении проектом, который представляет совокупность тоннелей и мостов, построенных вдоль реки.
ОАО РЖД строило совмещенную (автомобильная и железная) дорогу Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (подрядчики — группа компаний «СК Мост» и УК «Трансюжстрой») — протяженность трассы — 48,2 км, в том числе 12 тоннелей и 45 мостов.
Весь этот сложный проект имеет следующую структуру:
- автомобильная дорога: 23 автомобильных моста протяженностью 9 км, три автомобильных тоннеля протяженностью 6,9 км; более 35 км автодороги;
- железная дорога: 22 железнодорожных моста общей протяженностью 11,4 км; шесть железнодорожных тоннелей общей протяженностью 11,1 км; 25,7 км участка железной дороги; три новые станции.
Была выполнена модернизация вокзалов (в Адлере, Дагомысе, Мацесте, Хосте, Сочи), построены грузовые дворы.
Всего же было построено более 100 мостов протяженностью почти 30 км; около 370 км новых автодорог; 50 мостовых железнодорожных сооружений; свыше 183 объектов инженерной инфраструктуры.
Федеральная магистраль А-148 «Дублёр Курортного проспекта» была спроектирована по параметрам I категории и не имеет прямых пересечений в одном уровне с дорогами местного значения. Магистральная улица с непрерывным движением сегодня является одной из трёх главных транспортных артерий Сочи, имеет четыре полосы движения (по две в каждом направлении) и 7 примыкающих транспортных развязок. Три очереди дублёра включают в себя десятки эстакад, 15 тоннелей, реконструированные в подэстакадном пространстве городские улицы Земляничная, Титова, Чайковского.
Была выполнена реконструкция аэропорта Сочи (Адлер), включая реконструкцию двух взлётно-посадочных полос, а также строительство нового аэровокзального комплекса и железнодорожной линии в аэропорт. В результате модернизации пропускная способность международного аэропорта Сочи была увеличена с 2 млн до 3 млн человек в год. Построены и реконструированы восемь причальных терминалов, введен в строй грузовой порт Имеретинский, который после Олимпиады был перепрофилирован в стоянку/марину/ для яхт.
По программе олимпийского строительства были увеличены мощности действующей Сочинской и Туапсинской ТЭС, построена новая электростанция в Адлере и резервная в Джубге. Заменены 900 км кабельных линий и построено 460 дополнительных трансформаторных подстанций. Возведены 66 энергетических объектов, мощность энергосистемы Сочи выросла в 2,8 раза — до 1013 МВт.
Общая протяженность проложенных телекоммуникационных сетей составила около 1000 км, из них 490 км приходится на магистральные волоконно-оптические линии связи и 510 км — линии связи внутри объектов. Возведен Олимпийский центр информационных технологий — самый крупный объект IT-инфраструктуры игр в Сочи.
Администрацией города Сочи было отремонтировано около 800 многоквартирных жилых домов, к единому архитектурному облику приведено 6885 зданий, высажено 25 тыс. декоративных деревьев и 17 тыс. кустарников.
* Авторами эскиз-идеи и первоначального проекта вокзального комплекса были архитекторы «Мосгипротранса» и Московского национального градостроительного института. Конкурс на реконструкцию вокзального комплекса «Адлер» выиграл НПО «Мостовик», специалисты которого проводили корректировку проектных решений в сотрудничестве со специалистами европейских компаний GMP и BIG. Железнодорожный терминал станции Адлер — пятиуровневое здание общей площадью 27028 м2. Имеет 5 пассажирских платформ, 4 лифта, 22 эскалатора и 4 подъемника. Для спуска на платформы служат лестницы, а для подъема — эскалаторы. Пропускная способность каждого эскалатора составляет в среднем 1 тыс. человек с багажом в час, поэтому пассажиры подошедшего поезда смогут покинуть платформу в течение 10 минут.
Поселки Красная Поляна, Эсто-Садок, Роза-хутор превратились в оживленные туристические центры: в долине реки Мзымты были построены медиа-деревни с гостиницами, ресторанами, парковками, этнографическим комплексом «Моя Россия», ТРЦ «Галактика».
*Станция является финишной точкой 48-километровой железной дороги, ведущей от Олимпийского парка в Красную Поляну и к горнолыжным курортам. Студия – 44 Явейна продумала конструктивные решения и дизайн-проект здания, которые хорошо увязаны между собой. Архитектура вокзала, интерьеры здания и окружающий ландшафт перекликаются между собой и выглядят гармонично.
*Новый транспортный хаб включает здание вокзала, связанные с ним пассажирские платформы и вместительную парковку для автотранспорта. Разработанный специалистами Студии – 44 и института «Мосгипротранс» вокзал — строение элегантной архитектуры, удачно вписывается в ландшафт долины Мзымты. Во время проведения Олимпийских игр отсюда болельщики добирались до комплекса «Русские горки», где проводились соревнования по прыжкам с трамплина.
Остановочный пункт «Эсто-Садок» представляет собой двухэтажное здание общей площадью 4050 м2, с двумя высокими пассажирскими платформами и четырьмя примыкающими сборно-разборными платформами. Имеет 4 лифта и 4 эскалатора.
*Архитектурный облик вокзального комплекса «Олимпийский парк» был разработан санкт-петербургской «Студией 44» под руководством Никиты Явейна, а строительство выполнило НПО «Мостовик». Проект был удостоен Серебряного диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2010» в номинации «Проекты». В 2011 г. проект вокзала стал победителем конкурса экологических инноваций «Программа признания» в номинации «Лучший пример экологически эффективного транспортного решения» и Всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности GREEN AWARDS в номинации «Объекты социальной сферы», XVI Архитектурной биеннале в Венеции.
Одновременно в часы пик во время Игр-2014 на вокзале могли находиться до 8500 человек. На нескольких этажах размещены справочные, камеры хранения крупногабаритного багажа, механические камеры хранения, кафе, комнаты матери и ребенка, ресторан, банк, зал ожидания, зал официальных делегаций, кафе, помещения общественного питания, помещения для VIP пассажиров, медицинский блок, магазины.
Уникальные трубчатые конструкции кровли и навесов над перронами — основа архитектурного облика вокзала, и архитекторы сознательно все элементы оставили открытыми, покрасив их в светло-серый цвет. Таким образом, металлоконструкции стали важной частью дизайна помещений. Все уровни вокзала связаны между собой лестницами, энергоэффективными эскалаторами и лифтами. Здание пришлось строить с использованием BIM-технологий, потому что оно состоит из 112 тысяч разных элементов. А для выявления слабых мест макет вокзала испытали в аэродинамической трубе.
Олимпиада в Сочи стала одним из самых масштабных и сложных крупных российских проектов за последние 20 лет. Были не только построены практически с нуля два кластера спортивных объектов (Олимпийский парк и горный кластер в Красной Поляне), но и модернизирована инфраструктура огромного региона, включающего в себя весь юг Краснодарского края. В районе Большого Сочи были построены новые электростанции и электросети, подводный газопровод, очистные сооружения, порт и аэропорт, уникальные авто- и железные дороги со множеством мостов и тоннелей, многочисленные гостиницы и жилые дома.
Благодаря множеству современных инфраструктурных объектов город Сочи превратился в международный спортивный центр и круглогодичный курорт мирового класса, что имеет огромное значение для страны в целом, так как Сочи является главным курортом России.
Знаковые объекты украсили город.
Наследие игр
Сохранение уникального наследия Олимпиады – 2014 – главная задача нормативно-правовых документов Правительства РФ, изданных уже в 2014 г.
В целях сохранения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, а также рационального использования олимпийских объектов для развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта, всероссийского спортивного, туристического и культурного центра был издан Указ Президента РФ от 05.11.2014 № 712 «Об особенностях регулирования градостроительной деятельности на территориях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».
Уже 22 декабря 2014 г. был основан Образовательный фонд «Талант и успех». В 2015 г. на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина создан образовательный центр «Сириус» для талантливых детей со всей страны.
Естественным путем Олимпийские объекты и инфраструктура были переориентированы под образовательные цели.
*Студия-44 (Н. И. Явейн) занималось расширением инфраструктуры Образовательного центра «Сириус», которое предусматривало строительство трёх новых корпусов: «Школа», «Спорт» и «Искусство». По техническим характеристикам во всех школах должен быть двор. Конкретно в этом случае получилось даже нечто большее. На месте школы росло старое дерево — огромный вяз. Авторам захотелось его обязательно сохранить, так как это символично — в древности все собирались на лесной опушке под деревом вокруг учителя. Вот школу построили вокруг дерева, вяз остался во внутреннем дворе корпуса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 38 «О порядке согласования проектов правил землепользования и застройки в отношении территорий проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, на которых расположены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, и изменений, вносимых в эти правила, а также о порядке определения границ таких территорий», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2015 № 243-пр «Об определении границ территорий проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, на которых расположены земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение», в ПЗЗ образована новая территориальная зона «ОЦ» — особо ценных территорий.
В 2019 г. Фонд открыл для Сириуса Научно-технологический университет, следом Инновационный научно-технологический центр.
Законом Краснодарского края от 03.04.2020 № 4266-КЗ «Об установлении границ муниципального образования городской округ Сириус Краснодарского края и о наделении его статусом городского округа» новый статус получил городской округ Сириус площадью 1400 га и населением 12,5 тысячи жителей. На этой территории находятся спортивные объекты, трасса Формулы 1, отели, порт и железнодорожный вокзал. Именно олимпийская инфраструктура и интеллектуальные наработки образовательного центра стали основой для развития федеральной территории.
«Сириус» – это наукоград, где активно развиваются Научно-технологический университет, Инновационный научно-технологический центр, IT-колледж, лицей, высшая школа музыки, спортивный парк, строится концертный комплекс мирового уровня. В ближайших перспективах – создание медицинского кластера, университетского кампуса, кластера технологий с социальной инфраструктурой и технико-внедренческой зоной для резидентов и партнеров «Сириуса».
Для реализации приоритетных государственных задач в наиболее важных направлениях развития страны городу-кампусу был присвоен статус федеральной территории (Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус»).
Использованные материалы:
- Анисимов А. В. Архитектура Олимпиады. Полтора года спустя : научное издание // Academia. 2015.
- В. П. Коротаев. Имеретинская низменность вчера, сегодня, завтра. 2014.
- Интернет-издание «Архитектура Сочи». URL: https://arch-sochi.ru (дата обращения 13.12.2022).
- Е. Хацкельсон «Архитектура олимпийских объектов». Интернет-издание «Проза.ру» URL: https://proza.ru/2017/03/14/825. (дата обращения 13.12.2022).
- Сайт АО «Институт «Стройпроект». URL: https://www.stpr.ru/projects/6/. (дата обращения 13.12.2022).