Продолжаем публикации о проектах и объектах города Сочи в рубрике «Прошлое и будущее». Сегодня расскажем о сочинском цирке.
— Цирк не любить – все равно что детей не любить, – утверждал поэт Роберт Рождественский.
Сочи – город с прекрасными цирковыми традициями. Первые заезжие цирковые труппы давали в городе представления практически сразу после его основания – во второй половине XIX века. В это время город был фортом Александрия. Цирковые артисты вместе с животными эпизодически выступали во временных помещениях, таких как балаганы и цирк-шапито. Сочинский цирк долгое время не имел собственного здания, хотя здесь в разное время выступали все звезды русского (и советского) цирка.
Цирк 1936 года
Летом 1936 г. на Маячной площади (сегодня ул. Москвина) рядом с церковью был установлен по американским образцам красочный шатер цирка-шапито. Это была разборная конструкция из мачт и натягиваемого на них полотна (парусины и брезента) шатра красных и желтых цветов, предназначенная для проведения цирковых, театральных и некоторых других зрелищных мероприятий.
Гастроли знаменитых цирковых артистов стали знаковым событием, в город прибыли 12 вагонов зверей, в том числе львы, и медведи, гиены, обезьяны, собаки. Зрители смогли увидеть на арене жокея Троицкого, великолепных акробатов Петровских, музыкальных клоунов Бим-Бом и полет из-под купола цирка по наклонной проволоке китайской артистки Ван-Шин-Хай. И, конечно, любимцем сочинской публики стал клоун Михаил Румянцев, имя которого значилось в афишах как Каран-д-Аш.
Выступления цирка в Сочи пользовалось таким огромным успехом, что когда он снова появился в мае 1937 г., власти города задумались о постройке здания для цирка на всей территории Маячной площади.
Директор сочинского цирка, П. Г. Миловидов сообщил, что для этого снесут даже старую церковь, которая использовалась как склад промтоваров (в 1922 г. прошлого века у храмов было изъято имущество, запрещены богослужения, здания переданы в государственную собственность). Практически это звучало как приговор.
В те годы так называемой «безбожной пятилетки» с объектами религиозного культа не церемонились. Можно сказать, что храм Михаила Архангела сохранился чудом (В Сочи был взорван Ахштырский храм, а Никольскую церковь приспособили под один из цехов для производства искусственного льда завода № 10 «Бродтреста»). Чтобы не сорвать открытие шапито и гастроли артистов, постройка постоянного цирка была перенесена на осень 1937 г. Очевидно, к этому времени пролетарский пыл немного угас, и, несмотря на решения городских организаций, церковь не снесли.
Что касается выступлений в Сочи цирка-шапито в 1936-1937 гг. они всегда пользовались полным аншлагом. Гости не уходили с представлений Карандаша даже в сильный дождь, заливавший их места и все пространство манежа.
Затем в планы вмешалась война. Она то и расставила все по своим местам. Церковь, отданную под склад, в 1944 г. вернули верующим.
С развитием Сочи как курорта, город стал более привлекателен, как для туристов, так и для цирковых артистов, во время открытия сезона в курортном городе цирковые артисты могли не только прилично заработать, но и прославиться.
Цирк 50-х годов
В 1951-1954 гг. в Сочи регулярно проходили гастроли передвижного цирка, руководителем которого был Э. Ю. Исаков. В самом начале 50-х годов цирк «Шапито» устанавливался на новом месте – перекрёстке улиц Орджоникидзе и тогдашней улицы Советской, на месте, где была гостиница «Ленинград» (отеля «Маринс Парк», «Сити Парк Сочи»). В 1953 г. здесь проходил один из этапов всесоюзного смотра циркового искусства.
4 ноября 1953 г. в Сочи гастролировали артисты цирка Литовской ССР. Выступал Антон Кличис с группой зверей-хищников. Выступал тигр Акбар, известный тогдашним зрителям по съемкам в кино. Выступали и медведи, опасные животные, которые нападают без предупреждения. В 1956 г. Антона Кличиса косолапые порвали прямо на глазах публики. В двух других отделениях выступали молодые цирковые артисты Литвы.
Выступал клоун-пародист Константин Мусин. Он выходил на манеж в образе Чарли Чаплина. Позже от этого образа отказался, так как у Чаплина было слишком много подражателей. Долгое время К. Мусин считался одним из популярнейших цирковых артистов. Но появился Карандаш, который быстро затмил Константина Мусина и стал звездой № 1.
8 октября 1953 г. в Летнем театре парка имени Фрунзе выступил Вольф Мессинг с психологическими опытами, отгадыванием мыслей зрителей и др. Выступления были также 14 декабря 1953 г. и 11 октября 1954 г. Опыты по отгадыванию мыслей, по свидетельству очевидцев, совершенно не удавались, но вежливые сочинцы бурно аплодировали «маэстро».
В 1954 г. цирк строят у Ривьерского моста, около стадиона «Медик» (сейчас это «стадион у 8 школы»). Были установлены две двадцатиметровых металлических мачты и деревянные конструкции амфитеатра. Над ареной кружится металлическая стрела, приспособленная для акробатических упражнений в воздухе. Одновременно проводилось благоустройство территории. Сделаны асфальтированные подходы и партер цирка. У цирка было два входа – один со стороны Парковой улицы, а второй – от пешеходного моста.
10 сентября 1954 г. впервые в Сочи выступила единственная в стране группа белых полярных медведей дрессировщика С. И. Сеницкого.
С 14 октября 1954 г. в городе гостила делегация деятелей кинематографии Республики Индии, прибывшая в Советский Союза по приглашению Министерства культуры СССР. Делегацию возглавлял Ахмад Абасс, сценарист и режиссер фильма «Бродяга». В составе делегации был и Радж Капур. Артистка Зинаида Тарасова во время представлений переходила под куполом цирка по канату, затем ехала по этой опасной «дорожке» на велосипеде и, наконец, перебиралась с завязанными глазами в мешке.
Цирк 1955 года
В 1955 г. в районе курортного парка имени М. В. Фрунзе началось строительство нового летнего цирка в Сочи. Это был всего лишь летний вариант, занимавший аллею курортного парка имени Михаила Фрунзе. Его фасадная часть выходила на поликлинический комплекс, обслуживающий Хосту.
В июне в одном из живописных уголков Пушкинского проспекта развернулись монтажные работы. Его фасад был обращен в сторону центральной курортной поликлиники № 1. Планировалось, что новый цирк будет союзного значения и подчинён Главному управлению госцирков Минкультуры СССР. Сооружение вели рабочие Сочинского строительного треста.
Возведены стены барабана цирка, построены артистические гардеробные помещения. 5 июня 1955 г. была поднята на восемнадцатиметровую высоту металлическая ферма на специальных бетонных и железных опорах. На ней закрепили купол шапито и всю аппаратуру воздушных номеров. Купол был изготовлен в Москве и прислан в Сочи. Капитальный двухэтажный фасад цирка сооружался по проекту сочинского архитектора А. Стельмащука.
Согласно Генеральному плану, постройка должна была вмещать чуть более одной тысячи зрителей. Отличительной особенностью, которой мог похвастаться старый сочинский цирк, было полное отсутствие «слепых» зон. Манеж был виден из любой точки зала.
В амфитеатре изначально было намечено расположить 1300 кресел. Внутри нового здания не было видно подпорок, поддерживающих купол. Вместо тридцати мачт, которые очень мешали зрителям, снаружи была укреплена одна металлическая ферма. К ней-то и крепился весь купол. Поэтому в новом цирке не было плохих мест и были созданы условия для работы любого воздушного аттракциона.
На трибунах в итоге было установлено свыше 1200 удобных откидных кресел. Их изготовили по специальному заказу на Львовской мебельной фабрике. Ещё шли последние работы, но уже днем и ночью шли репетиции артистов. Новый манеж «осваивали» дрессированные лошади, лось, лисицы и белки.
Построенное на Пушкинском бульваре строение очень напоминало матерчатым куполом своего предшественника, установленного по американским образцам — красочный шатер, цирк-шапито 1936 г.
Открытие цирка состоялось 16 июля 1955 г. На открытие прибыли артисты – участники программы Московского ордена Ленина цирка – заслуженные артистки республики сестры Кох, выступающие с воздушным аттракционом, группа жокеев и наездников под руководством старейшего мастера цирка В. Т. Соболевского (более 70 лет провел на манеже), буффонадные клоуны Демаш и Мозель, гимнасты на сетке артисты Чижевские, артист Боргунов с дрессированными животными. Свое искусство покажут также музыкальные эксцентрики Макеевы, воздушные эквилибристы Папазовы, акробаты Геллер и Штанге, прыгуны Максимовы, сатирики Петровские, клоун Середа и многие другие. Программу сопровождал оркестр под управлением Г. М. Бабискеря. Программа была рассчитана на месяц.
Затем приехал другой состав актеров, при участии артиста Сокол, выступающего с новым аттракционом «Чудеса без чудес». В третьей программе приняла участие заслуженная артистка республики укротительница львов Ирина Бугримова.
Выступили сёстры Марта, Зоя и Клара Кох, которые ранее выступали с триумфом в Париже и Берлине. Придумывал аттракционы для них отец Ю. Ю. Кох. «Семафор-гигант» получил первую премию на Всесоюзном смотре цирковых артистов.
Выступили жонглеры Тувы под руководством Оскал-Оола, награжденного за успехи орденом Ленина.
20 августа 1955 г. в Сочинском цирке открылась вторая программа сезона. Одно из ведущих мест в ней занял аттракцион «Чудеса без чудес» под руководством артиста А. Сокол. А помогали ему радиоинженеры – А. Тюшкевич и В. Сидякин. Это веселый, познавательный и занимательный аттракцион, выпущенный центральной студией циркового искусства, не совсем обычное зрелище. Впервые в новом цирковом представлении были применены телемеханика, радио, электромагнетизм, токи высокой частоты, беспроволочный и безаппаратный телефон.
В программе приняли участие также жонглеры Кисс, дрессировщица собачек Попова, акробаты прыгуны Федосовы, рекордсмены-балансеры Французовы, музыкальные акробаты Гавриловы и др.
С 27 сентября 1955 г. – уже новая программа в цирке. Дрессировщица львов Ирина Бугримова, братья Запашные – акробаты-вольтижеры и др.
Заслуженной артистке РСФСР дрессировщице львов Ирине Бугримовой которой пришлось пережить на сочинской арене нападение своих 5-ти питомцев и чудом остаться живой.
В 1956 г. цирк открыл сезон 22 мая. Первая программа — дрессированные индийские слоны и верблюды А. Н. Корнилова, акробаты-прыгуны Владимира Довейко (руководитель — ветеран войны, лётчик).
Во второй половине июня большая цирковая пантомима «Приключения поводыря с медведем» в трех отделениях в пантомиме принял участие А. Н. Корнилов, который выступил с аттракционом «Слоны и медведи».
В это же время в Сочи снимали эпизоды фильма «Старик Хоттабыч». Московский двор и все события, происшедшие в нем, были засняты в районе новых домов по улице Красноармейской. К участию в этом эпизоде была привлечена вся группа дрессированных животных, недавно выступавшая в цирке под руководством заслуженного артиста РСФСР А.Н. Корнилова.
27 июня 1956 г. произошла полная перемена программы. В Сочи из Москвы прибыли участники декады армянского искусства. В программе принял участие рекордсмен мира, тяжелоатлет Григорий Новак – заслуженный мастер спорта, первый советский чемпион мира. За свою карьеру установил 23 рекорда мира и 86 рекордов СССР.
В июле-августе 1956 г. — «Медвежий цирк Валентина Филатова».
Не раз на арене работали эти четвероногие артисты: кувыркающиеся «пьяницы», медведи-кучера из некрасовской сказки. Медведи катаются на обыкновенных велосипедах, без посторонней помощи управляют мотоциклами, жонглируют горящим факелом.
Но особое место в программе занимал Олег Попов. С первых же минут он покорял зрителя своей неутомимой шуткой, изумительной мимикой.
В сентябре-октябре 1956 г. в сочинском цирке – Владимир Дуров со знаменитой дуровской железной дорогой. Дуров заставил подружиться тех, кто обычно враждует на свободе. Мыши бесстрашно ползают по сибирскому коту Ваське, голуби слетаются на стреляющее ружье. Петух мирно уживается с лисой, кошки с собаками. На арене цирка был сооружен вокзал и «настоящий» железнодорожный путь, по которому проходил целый состав поезда. В представлении дуровской железной дороги участвовало более 300 животных и птиц.
25 мая 1957 г. приехал в Сочи со своими обезьянами опытный дрессировщик Николай Петрович Волков. Снова в Сочи приехал и Карандаш.
В 1958 г. в сочинском цирке выступали Маргарита Назарова, сестры Кох, Кантемировы, акробаты-вольтижеры братья Запашные.
Маргарита Назарова училась в балете и уже выступала на сцене, когда познакомилась с дрессировщиком Константином Константиновским, что и определило будущее.
Летом 1958 г. в Сочи гастролировал пражский цирк «Альфа». В представлении участвовали пять слонов, львы, зебры, обезьяны и другие питомцы дрессировщика Рудольфа Црхака.
С 5 августа 1958 г. начались гастроли артистов Украинского цирка. В программе: мотогонки в шаре П. Маяцкого с участием Н. Маяцкой. Шар смелости был новым изобретением Петра Маяцкого.
12 октября 1958 г. в Сочи идут съемки фильма «Косолапый друг», посвященного 40-летию советского цирка. Натурные съемки в Сочи – у гостиницы «Приморской», в морском порту и дворе цирка. Принимает участие Олег Попов и другие цирковые актеры.
С 4 августа 1961 г. на гастроли в Сочи прибыла большая группа артистов Московского ордена Ленина цирка во главе с народным артистом РСФСР Олегом Поповым. В программе Елена Синьковская и Виктор Лисин со своим аттракционом «Летающая торпеда», Юрий Дуров выступает с дрессированными животными и морским львом Пашкой.
С 5 сентября 1962 г. Эмиль Кио впервые в Сочи выступил с номером с голубями, знаменитой будкой «телефон-автомат», когда вместо ассистентки Кио появляется совсем не бутафорский лев.
В 1963 г. впервые в Сочи выступал комик – мимист Леонид Енгибаров.
15 июля 1965 г. после долгого перерыва в Сочинском цирке выступили Юрий Никулин с Михаилом Шуйдиным.
21 июля 1965 г. состоялась закладка фундамента нового цирка, на которой выступил Юрий Никулин.
— Для нас, артистов, строительство нового государственного цирка в Сочи, где постоянно на отдыхе и лечении находятся десятки тысяч советских людей и множество зарубежных гостей, — большое событии. Это один из сорока цирков, которые сейчас сооружаются в нашей стране. Я сочту за большую честь, если меня пригласят принять участие в первых его представлениях, посвящённых 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, — сказал Юрий Никулин.
В закладке цирка участвовали Александр Корнилов, дрессировщик слонов, директор сочинского цирка Семён Александрович Пищик, цирковые артисты.
Осенью 1965 г. в Сочи выступают народные артисты РСФСР Владимир и Юрий Дуровы, успешно дебютировало четвертое поколение в лице Наталии и Терезы Дуровых.
В мае 1967 г. в Сочи гастролирует первый в мире аттракцион «Зубры и тигры» укротителя Виктора Тихонова, в котором участвовали 7 зубров, 6 тигров, гепард, собаки-боксёры и болонка. В дальнейшем в состав была введена лошадь с всадником-гепардом, которая брала траву из пасти тигра. Аттракцион явился крупным достижением в искусстве дрессировки.
Цирк 1971 года
Здание нового цирка действительно выделяется на фоне других объектов города, но при этом отлично вписывается в общий ансамбль застройки, природный ландшафт.
Лауреатами Государственной премии 1972 г. в области архитектуры стали Шварцбрейм Юлиан Львович, руководитель авторского коллектива; Эдемская Валентина Яковлевна, архитектор; Топилин Николай Васильевич, инженер-конструктор; Карпов Пётр Устинович, инженер-строитель, — за архитектуру здания цирка в Сочи.
Шварцбрейм Юлиан Львович — академик РААСН — в 1961–1996 гг. был руководителем мастерской ЦНИИЭП зрелищных зданий и проектных сооружений (Москва).
21 мая 1971 г. под звуки оркестра состоялось торжественное открытие нового современного цирка: дом-круг сделан из стекла, железа и бетона, однако его форма символизирует первые шапито – по сути, большие шатры. На фризе строения мы видим маски, которые изваял местный скульптор В. Глухов. Речь про новый корпус цирка, оборудованный по последнему слову техники (именно компьютеризированной).
Цирк на 2000 зрителей был запроектирован в Сочи в виде цилиндрического объема, описанного кольцевой галереей и покрытой складчатым шатром, нависающим над галереей. Вместо обычного тёмного зрительный зал сочинского цирка светлый со стеклянными витражами. Художественный образ цирка в Сочи правдиво отражает назначение самого здания. Для внешней и внутренней отделки цирка были использованы средства монументальной живописи, скульптурные рельефы и другие декоративные элементы.
В принятом решении удачно использован рельеф участка с понижением от основной магистрали вглубь: весь производственный корпус спроектирован на этаж ниже отметки главного входа, а плоская крыша этого корпуса, являясь продолжением территории цирка, трактована как летнее фойе.
Таким образом, структура здания образуется из основного цилиндрического объема зрительской части, увенчанного шатровым перекрытием с огромной консольной частью, перекрывающей террасу-фойе второго яруса, и распластанного производственного корпуса.
Главные входы в цирк спроектированы на отметке середины амфитеатра, а не на отметке манежа, как это бывает обычно. Таким образом, вся чаша амфитеатра опускается до уровня манежа, расположенного в одном уровне с производственными помещениями. В производственном корпусе все помещения удачно скомпонованы.
Построены удобные обзорные площадки с мозаичными панно ярких цветов. В качестве украшений можно увидеть очень интересные, и даже оригинальные фигуры животных и птиц, искусно «влитые» в мраморный пол главного вестибюля – все это служит подготовкой к восприятию цирковой постановки, где принимают участие высококлассные артисты.
21 мая 1971 г. в новом здании открыт 17-й сезон Сочинского цирка. Выступили Ирина Бугримова со львами, канатоходцы Рабадама Абакарова и другие.
18 июня 1978 г. жонглёр Сергей Игнатов установил в сочинском цирке рекорд, исполнив номер, жонглируя 11 кольцами. Трюк был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
24 мая 1981 г. в 4-й горбольнице проведена операция по удалению больного зуба у тигра Тайфуна из циркового номера Марицы Запашной.
В 1984 г. в Сочи выступал Игорь Кио.
29 апреля 1987 г. дрессировщики Татьяна и Василий Тимченко, приехавшие на гастроли в Сочи, отправились на съёмки для программы «Время» на городской пляж. 4 сивуча (морские львы) с удовольствием отправились в море. 3 из них возвращаться не стали. Плавали от Сухуми до Аше. Были пойманы 7 мая в Сухуми рыбаками.
В 1987 г. в Сочинском цирке впервые гастролировал Московский цирк на льду. С собой они привезли сборный ледовый комплекс.
В начале 90-х были у сочинского цирка некоторое время трудности, когда для выживания приходилось пускать на арену чемпионаты боевых искусств, разные шоу и т.п.
С 1992 г. Сочинский цирк возглавлял Народный артист СССР и России, обладатель высших наград международных, цирковых конкурсов Мстислав Михайлович Запашный, вписавший свое имя в летопись мирового цирка.
Но не только звезды цирка дарили радость зрителям, здесь на арене давали свои концерты такие популярные артисты как Вячеслав Добрынин, Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Анна Герман и другие. На гастроли сюда приезжали артисты из разных стран: из Китая, Германии, Польши, Болгарии, Монголии и др.
В 2008 г. предприятие «Сочинский государственный цирк» ликвидировано путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемник: Федеральное Казенное Предприятие «Российская Государственная Цирковая Компания».
Реконструкция 2013 года
Перед Олимпийскими играми 2014 г. Сочинский цирк пережил глобальную модернизацию, в ходе которой был произведен комплексный ремонт вольеров, купола, зрительского зала и фасада. Устаревшее световое и звуковое оборудование было заменено. Вместо твердых сидений в портере появились мягкие кресла. Комфортный микроклимат обеспечивает мощная система автономного кондиционирования.
Теперь Сочинский государственный цирк — государственное культурно-развлекательное учреждение Росгосцирка.
На открытии цирка после капитального ремонта 21 декабря 2013 г. министр культуры Владимир Мединский напомнил, что цирк, построенный в 1971 г., не ремонтировался более сорока лет.
— Желание привести его в порядок было огромным — к тому же нас подстегивала Олимпиада, — сказал Мединский.
В ходе ремонтных работ было восстановлено основное здание со зрительным залом и манежем, административно-хозяйственный корпус, здание общежития, благоустроена цирковая площадь, где появился фонтан с фигурой клоуна.
После капремонта на сцене сочинского цирка первыми выступили артисты цирка Юрия Никулина, с большим успехом представившие «Шоу воды, огня и света». И это символично — ведь в 1971 г.в закладке первого камня в основание здания принимал участие сам Юрий Никулин. Программой этого коллектива Сочинский государственный цирк встречал гостей Олимпиады в 2014 г.
В 2015 г. в Сочи прошло награждение лауреатов первой международной профессиональной цирковой премии «Мастер». Теперь и у артистов манежа есть свой Оскар. На вручение премии приезжал Олег Попов.
В последние годы Сочинский цирк радует зрителей Королевским цирком Гии Эрадзе, где каждое представление — синтез театра, эстрады и цирка. Это мини-спектакли, в которых гармонично сочетаются сложнейшие трюки, дрессура животных, невероятные образы артистов, авторская музыка и декорации, профессиональное световое оформление и специальные эффекты, необычный реквизит и эксклюзивные роскошные костюмы.
Пусть и дальше сочинский цирк, имеющий удивительную историю, радует своих гостей новыми программами, даря зрителям море положительных эмоций.
В разное время директорами сочинского цирка были:
- П. Г. Миловидов
- С. А. Пищик
- Э. Ю. Исаков
- А. Т. Белявский
- М. М. Запашный
- М. А. Смородкин
- О. В. Михайлищев
- А. Х. Погосов
- С. Н. Жирков
- Н. Н. Шульга
Использованные материалы:
- В. Н. Костиников. Календарь сочинского краеведа. Майкоп: Полиграф-Юг, 2008. 303 с.
- Интернет-издание «Архитектура Сочи». URL: https://arch-sochi.ru. (дата обращения 16.12.2022).
- Интернет-издание «Газета Сочи». URL: https://gazetasochi.ru. (дата обращения 16.12.2022).
- Интернет-издание «Онлайн-журнал о цирке». URL: https://circus-nsk.ru (дата обращения 16.12.2022)
- Сетевое издание «Сочи онлайн». URL: https://sochi1.ru (дата обращения 16.12.2022).