Заслуженный архитектор России Юрий Рысин обсудил развитие инфраструктуры береговой полосы Чёрного моря с морским инженером Николаем Гришиным.
Николай Александрович Гришин – советник Российской Академии архитектуры и строительных наук по отделению градостроительство, член Союза архитекторов России с 2003 г., член Градостроительного совета при главе города Сочи.
Родился 15 мая 1960 г. в Сочи.
Семья отца переехала в Сочи до Великой Отечественной войны из Пятигорска, и уже из Сочи он ушел на фронт.
В 1977 г. Николай Гришин окончил школу, планировал поступать с другом в Ленинградский кораблестроительный институт. Но вмешался случай. Оказалось, что в Новороссийске в 1975 г. открылось высшее инженерное морское училище.
В 1977 г. Николай поступил на судомеханический факультет Новороссийского высшего инженерного морского училища (ныне – Государственный Морской Университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (ГМУ), которое окончил в 1982 г. с присвоением квалификации – инженер-механик. Училище готовило кадры для судоходных компаний, морских портов, судостроительных и судоремонтных заводов, и других предприятий транспортной отрасли.
В 1979 г., на втором курсе мореходного училища, уже была «плавпрактика», в течение 1,5 месяцев «ходили» (именно так говорят моряки. Кто-то скажет, что подобная формулировка связана с уважением к водной стихии, а может быть, с целью успокоить себя и утешить близких, принято было говорить «ушел в море». Не уплыл, рискуя утонуть, а именно ушел, как по земле. А значит, скорое возвращение будет гарантировано) в Югославию и Венецию. Училище дало практические знания по специальности.
В 1982 г. Николай Гришин окончил Новороссийское высшее инженерно-морское училище. Руководители предлагали остаться в аспирантуре, но за романтикой Гришин поехал во Владивосток. Работал в Дальневосточном морском пароходстве, которое развивалось как судоходная компания и грузоперевозчик по всем морям и океанам.
В 1982 г. Гришин познакомился с будущей женой, которая мужественно его ждала. Поженились в 1986 году.
В 1984 г. Николай понял, что не получает интеллектуального развития в работе в плавсоставе, в профессии моряка нет места для творчества. Стало скучно, ушел с флота.
В 1984 г. вернулся в Сочи, начал работать инженером-конструктором в «Научно-исследовательском центре «Морские берега» в Черноморском филиале Научно-исследовательского института транспортного строительства. Основными задачами НИЦ являлись: проведение научно-исследовательских, экспериментальных и опытных работ с целью решения вопросов техники защиты морских берегов от разрушительных воздействий морского прибоя, разработка теоретических основ берегоукрепления ведомственных и общесоюзных норм и технических условий по вопросам укрепления морских берегов. Николай Гришин проектировал «Прибор для исследования параметров штормовых волн», который был создан и использовался в работе.
В 1984 г. увлекся парусным спортом.
В 1985 г. принял участие в парусной регате «Кубок Черного моря».
В 1986-1988 гг. работал капитаном катера в санатории (яхтенный капитан категории М-Н (плавание в морских условиях), сертификат А № 000071 с правом управления яхтой водоизмещением до 80 тонн). За новаторство в СССР среди молодых учёных и инженеров награжден серебряной медалью ВДНХ СССР – 1986 г.
В 1988 г. Николая Гришина пригласили на работу в Сочинское отделение Краснодарского регионального Центра научно-технического творчества молодёжи (НТТМ). Это был тип коммерческих предприятий, работавших в СССР в годы перестройки при райкомах комсомола. В стране произошли большие изменения в политической и социально-экономической сферах. Появилась возможность на легальной основе заниматься предпринимательством. В дальнейшем система стала перерождаться в кооперативы.
В 1989 г. был создан самостоятельный Центр научно-технического творчества молодёжи в Сочи.
В 1998 г. главный архитектор города Сочи Игорь Ярошевский предложил Николаю Гришину возглавить серьезную работу по созданию Концепции развития Центральной городской приморской набережной. Это был масштабный проект.
Как пишет в своей книге «Архитектура и власть» Игорь Ярошевский в 2001 году:
«Проектов реконструкций за минувшие тридцать лет была уйма, последняя рождена и воплощается в наши дни мной вместе с сочинскими архитекторами Егором Серебряковым, Леонидом Звуковым, Николаем Гришиным. Эта работа, кстати, удостоенная диплома Всероссийского смотра «Зодчество-2000», создает трехуровневую набережную, создает систему бухтовых и полубухтовых четко зонированных пляжей.
Некоторые элементы очень интересной планировочной структуры видны уже сегодня, рядом с «аквапарком» многие сочинцы и гости курорта могли видеть фрагмент второго уровня, эдакую летнюю экспланаду, реализованную акционерным обществом «Сочинские пляжи». А вообще в целом это будет выглядеть так. Первая пешеходная зона будет сразу за галечной полосой, для прямого контакта с морем. Затем, поднявшись на 3-4 метра над набережной, на второй уровень, видим все элементы формирования приморской среды. Чуть выше поднялись — и мы оказываемся на третьем уровне набережной, первой террасе приморского парка. То есть гости и сами сочинцы при таком «раскладе набережной» в зависимости от своего настроения могут выбрать вариант общения с набережной и движения по нему».
«Градостроительная концепция развития центральной приморской набережной» – по ней был выигран по конкурсу академический грант и успешно защищен на научно-техническом совете РААСН». В 2003 г. на Зодчестве за проект была получена российская национальная профессиональная премия в области архитектуры – Хрустальный Дедал. В концепции был использован целый ряд предшествующих разработок институтов «Южгипрокоммунстрой», «Черноморкурортпроект», Черноморского отделения морских берегозащитных сооружения им. Жданова ЦНИИС и научно-технического центра «Искра».
Николай Александрович так рассказывал про этот проект журналу «SCAPP» в 2021 году:
«В 98-м, когда главным архитектором города был Игорь Ярошевский, стало понятно, что нужно срочно что-то делать с центральной набережной. На тот момент она была ещё хуже, чем сейчас, а тут Владимир Шиянов (руководитель управления ЖКХ) заявил, что готов профинансировать концепцию на 400 000 рублей — по тем временам (сразу после дефолта) немалые деньги. Когда встал вопрос о руководителе проекта, коллеги предложили меня. Так вместе с большой и профессиональной командой была проделана совершенно инновационная на тот момент работа. Например, я предложил сделать пляжи бухтовых очертаний, которые помогли бы избавиться от бун, уродующих береговую линию. Дело в том, что их установка оправдывает себя только в том случае, если есть вдольбереговой поток наносов, как, допустим, в Дагомысе. Во всех остальных местах, где естественного пополнения пляжей галькой нет, сооружения из бун не оправданы. Зачастую они даже усиливают волну при косом набеге. Также в концепции был предложен прерывистый волнолом. Прелесть его заключается в том, что он может уменьшить потери пляжеобразующего материала в два или даже три раза. К сожалению, всё, что касается моря, стоит очень дорого, и на реализацию этого проекта просто не хватило денег».
В 1998 г. совместно с Георгием Серебряковым было создано ООО Архитектурное бюро «ГОР-ПРОЕКТ», которое до сих пор занимаемся проектированием марин (яхтенных портов), разработкой проектов новых и реконструкцией существующих объектов туризма, транспорта, гостиничных и пляжных комплексов, берегозащитных гидротехнических сооружений, решением градостроительных проблем.
Николай Гришин имеет и другую специальность – сертифицированный инженер – проектировщик объектов строительства (единственный сертификат Госстроя России с правом проектирования объектов яхтинга).
В 2000-х гг. ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» дал свое предложение по реконструкции главной приморской набережной Сочи с использованием прерывистых подводных волноломов макропористой конструкции и свободного галечного пляжа. Правильность инженерных решений подтверждена математическим моделированием. Сама волнообразная форма бухт выглядит довольно живописно и открывает множество возможностей для ландшафтной архитектуры. Берег с такой структурой предполагает вынос причалов в головные части мысов, что не позволяет плавсредствам подходить близко к пляжной зоне и тревожить тех, кто купается.
В 2003 г., работал в составе авторского коллектива ГУ «ЮГАКАДЕМЦЕНТР», тогда же получена награда – Серебряная медаль Международного Триенале Архитектуры (София, Болгария).
Из реализованных проектных решений за последние годы можно назвать такие интересные объекты, как реконструкция акватории порта Сочи в марину на 250 яхт (2013 г., Сочи), лучший на черноморском побережье Краснодарского края пятизвёздочный отель «Кемпински» (2010 г., Геленджик), торгово-развлекательный комплекс «Мандарин» (2012 г., Сочи), Концептуальные предложения по развитию яхтинга на Черноморском побережье России.
В 2006-2010 гг. Николай Гришин являлся учредителем ООО «МРК-проект».
В 2011 г. занимался авторским надзором по ведению реконструкции Сочинского морского порта. В акватории, где раньше швартовались круизные суда «Нахимов», «Молдавия» или «Иван Франко», современные круизные лайнеры уже просто не помещались, поэтому на «старой» акватории решили создать марину по проектным решениям «ГОР-ПРОЕКТ», а для крупных судов дополнительно возвести новую круизную гавань с терминалом. Кстати, при их строительстве был создан искусственный остров площадью семь гектаров (северный мол).
В 2016 г. руководители ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» приняли ведущее участие в разработке первого национального стандарта РФ в области яхтинга.
Основные творческие работы Николая Гришина:
- Комплексный план развития Сочинского морского порта, 1996 г. (реализован) – ГИП
- Градостроительная концепция развития главной Приморской набережной г. Сочи, 2000 г. – ГИП
- Эскизный проект марины на 350 яхт в г. Новороссийске, 2001 г.
- Градостроительная концепция марины на 1300 яхт в г. Тиват, Черногория, 2002 г. – ГИП
- Градостроительная концепция развития береговой зоны Адлерского района г. Сочи, 2003 г., ГИП (положительное заключение Главгосэкспертизы РФ).
- Концепция развития горно-климатического курорта «Красная Поляна» (по заказу Минэкономразвития), 2003 г. – ГИП (эта работа послужила основанием для подготовки Заявочной книги Сочи на проведение Зимних олимпийских игр – 2014 г.)
- Эскиз-идея горнолыжного комплекса «Снежная звезда» в Красной Поляне, г. Сочи, 2003 г. – ГИП
- Морские Ландшафтно-рекреационные комплексы «Хомар», «Старый город», «Акваград», «Новый берег» – 2002-2008 гг.
- Детская поликлиника в Адлере, сдана в 2004 г. – ГИП
- Комплекс апарт-отелей – Геленджик, сдан в 2010 г. – ГИП
- Отель «Кемпински» – Геленджик, сдан в 2010 г. – ГИП
- Концепция развития яхтинга на Черноморском побережье России – с 2005 г. по настоящее время, – автор, ГИП
- Концепция развития яхтинга на Черноморском побережье Республики Крым, с 2014 г. по настоящее время, – автор, ГИП
- Предпроектные предложения по реконструкции порта Сочи в марину – реализованы в 2014 г. – ГИП
- Предпроектные предложения по реконструкции и развитию порта Ялта, Республика Крым,2015 г., утверждены главой республики в ноябре 2015 г.
- Экспертное сопровождение проектирования реконструкции порта Геленджик в марину с пассажирским терминалом, 2017 г., – эксперт. Проект в реализации
- Стратегия развития города-героя Новороссийск – рекомендации по разработке флагманского проекта «Новороссийск – центр круизного, делового и спортивного туризма», 2018 г., – эксперт. Стратегия утверждена
- Стратегия развития города-курорта Геленджик. Пространственное развитие муниципального образования городской округ Геленджик, 2020 г.
- Комплексная диагностика и оценка потенциала развития прибрежных территорий и морской транспортной инфраструктуры МО города-курорта Геленджик, – эксперт. Стратегия утверждена
- В качестве эксперта Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи подготовил «Рекомендации по возобновлению морского каботажного пассажирского сообщения на Черноморском побережье РФ» для Комитета, во исполнение Поручения президента РФ Пр-1970ГС, п.1 б).
В 2020 г. – «Золотой диплом» XVIII Международного Фестиваля «Дни Архитектуры» за проект «Градостроительно-планировочные решения по размещению объектов инфраструктуры яхтинга и каботажного пассажирского сообщения на побережье Большого Сочи».