Cостояние приморских набережных в Сочи и необходимые инженерные решения

15 июня состоялось выездное собрание Градостроительного совета. На нем рассматривались две важных темы: состояние приморских набережных в Сочи и необходимые инженерные решения.

Cостояние приморских набережных в Сочи и необходимые инженерные решения

Пляжи города Сочи выполняют огромный функционал. Они являются не только местами отдыха и принятия солнечных ванн, но и основными элементами защиты берега, а так же наиболее эффективными волногасящими сооружениями, которые необходимо защищать от размыва. На сегодняшний день обветшала система гидротехнических сооружений: свыше 130 бун, подпорных стен и других гидротехнических объектов в Сочи в настоящее время остаются без контроля.

Об истории вопроса рассказал экспертам советник Российской академии архитектуры и строительных наук по отделению градостроительства, эксперт научно-экспертного совета Морской коллегии Правительства РФ и главный инженер архитектурного бюро «Гор-Проект» Николай Гришин.

Вот уже несколько десятилетий специалисты ищут пути решения возникшей проблемы: институтом “Южгипрокоммунстрой” в 1977 году была разработана схема планировки и благоустройства набережной. Она предусматривала расширение существующей полосы набережной и пляжа на 50-60 м и организацию на этой территории общегородской благоустроенной прогулочной набережной с разделением автомобильного и пешеходного потоков в 2-х уровнях, и центрального городского пляжного комплекса со всеми видами современного (для того периода) обслуживания.

В 1991 году Управлением берегоукрепительных и противооползневых работ совместно с институтом “Южгипрокоммунстрой” и Научно-техническим центром “Искра” был разработан новый, менее затратный вариант реконструкции набережной. При некотором различии архитектурно-планировочных решений, эти концепции опирались на имеющуюся методику защиты существующих и искусственных территорий и формирования рекреационных пляжей с помощью бун.

Решение о разработке новой Градостроительной концепции развития главной приморской набережной было принято в 1998 году. Выполнение работы поручили Южному региональному академическому научно-творческому центру “ЮгАкадемЦентр” и ООО “Технопроект”.

В 2000-х годах свое предложение по реконструкции главной приморской набережной Сочи с использованием прерывистых подводных волноломов макропористой конструкции и свободного галечного пляжа дало ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ». Правильность инженерных решений подтверждена математическим моделированием. Сама волнообразная форма бухт выглядит довольно живописно и открывает множество возможностей для ландшафтной архитектуры. Берег с такой структурой предполагает вынос причалов в головные части мысов, что не позволяет плавсредствам подходить близко к пляжной зоне и тревожить тех, кто купается.

Открытые буны как метод защиты берега отвечают принципам геоники, то есть максимальному соответствию гидротехнических сооружений существующим в природе элементам защиты от волнений. И наконец, это сравнительно недорогая технология. Проект создания искусственных мысов на сочинской набережной вполне реален с точки зрения бюджетных и инвестиционных затрат.  

Вице-президент Союза архитекторов России, заслуженный архитектор России, академик-руководитель Сочинского отделения МААМ, руководитель ООО «АМ «АР.КО»» Олег Козинский рассказал членам Градостроительного совета о проекте, подготовленном совместно с ООО «Научный и проектный центр «Берегозащита»,  о новых методах к проектированию набережной, предложенных авторским коллективом ООО «АМ «АР.КО» при разработке проектной документации в рамках федеральной программы подготовки города Сочи к Олимпийским играм 2014 года. Основная идея проекта – формирование морского фасада Сочи. В смысл набережной были включены связи: пешеход – транспорт — рекреация, — включены развлекательная, образовательная функции с насыщением пространства многообразием и интересным движением с лифтами, эстакадами и траволаторами с верхнего на нижний уровни.

Cостояние приморских набережных в Сочи и необходимые инженерные решения

По планам было создание вдоль моря прогулочной зоны шириной 35-40 метров. На набережной предполагалось размещение зеленых зон с перспективным размещением детских игровых и спортивных элементов, велосипедных дорожек с велостоянками, фонтанов. В приоритет была поставлена ландшафтная архитектура. Сегодня нужна реабилитация курортного потенциала наших прибрежных территорий.

В проекте необходимо было предусмотреть дорогостоящие пляжеудерживающие гидротехнические сооружения, а при помощи отсыпки искусственного гравийно-галечного пляжа, ширина надводной части составила бы 35-40 метров (по профилю динамического равновесия). Реконструкция предполагала и модернизацию системы сбора и отвода ливневых и поверхностных вод с территории набережной.

Центральная часть берега Сочи нуждается в коренной реконструкции. Необходимо демонтировать монофункциональные железобетонные конструкции, заменить их на сооружения, обеспечивающие не только гидротехнические, но и рекреационные функции. Для города важно иметь достойный фасад со стороны моря и современную благоустроенную набережную.

При разработке проектных решений по реконструкции набережной архитекторы использовали в своих предложениях отработанную гидротехниками методику расширения пляжей и образования искусственных территорий по линейной схеме (равномерное выдвижение береговой линии в море по протяженности набережной) с помощью традиционных для местных гидростроителей инженерных решений – линейных бун и волноломов из бетонных блоков-массивов.

Руководитель ООО «Центр развития рекреационных территорий «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» Ольга Шебзухова рассказала о взаимодействии в работе с федеральными и краевыми структурами. В Краснодарском крае была создана рабочая группа по вопросам развития яхтинга и объектов инфраструктуры, руководителем которой назначен заместитель губернатора Краснодарского края Александр Руппель. В состав группы вошли представители органов исполнительной власти, местного самоуправления и Законодательного Собрания Краснодарского края, а также участники от города Сочи — ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» и ООО «Центр развития рекреационных территорий «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ», разработчики «Концепции развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края». Будущие морские рекреационные комплексы преобразуют Черноморское побережье, позволят защитить берег от разрушения, создать новые благоустроенные пляжи и набережные, а также привлечь дополнительные инвестиции в курортно-рекреационную сферу, и организовать полноценное и безопасное вдольбереговое сообщение.

Эксперты в обсуждении вопроса о состоянии пляжей и инженерной защиты территории были единодушны: без федерального финансирования и участия города в целевых программах проекты строительства Приморской набережной на искусственном земельном участке могут так и остаться на бумаге в связи со значительной стоимостью проекта и скопившегося комплекса застарелых инженерно -коммунальных проблем территории.

На заседании Градостроительного совета обсудили участие делегации города Сочи в архитектурном фестивале «Эко-Берег» с 19 по 21 августа. На нем представят уникальные проекты восстановления и создания прибрежных зон. Кроме этого, рассмотрели организационные вопросы проведения «архитектурного моста Сочи – Москва» совместно с Национальным агентством архитектуры 17 сентября 2021 года, темой которого также станет пространственное развитие приморских курортных городов.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Градостроительный совет города Сочи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x