Наследие архитекторов: Львов Ю. В.

Наследие архитекторов: Львов Ю. В.

Юрий Владимирович Львов (07.08.1927 – 30.12.2012 гг.)

Заслуженный архитектор России, награжден медалью «За трудовую доблесть».

Член Союза архитекторов с 1954 года.

Родился 7 августа 1927 г. в г. Алма-Ата Казахской ССР — куда был направлен его отец, Владимир Николаевич Львов – петербургский инженер – архитектор, для проектирования и обустройства столицы Казахстана. Мать Ольга Леонидовна Львова (уроженная Бочарникова) — педагог, окончила Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге — одно из первых женских высших учебных заведений в России.

В 1933 г. семья переехала в город Сочи, где разворачивалась крупномасштабная реконструкция, возводить главный курорт страны. Отец Владимир Николаевич Львов – автор проектов многих правительственных дач, санаториев, а также автор здания Гипрокоммунстроя. Будущий архитектор рос в творческой атмосфере, с детства впитывая любовь к Сочи.

В 1941 г. с начала войны отец работал над приспособлением зданий и санаториев под госпитали.

В 1942 г. по доносу был арестован отец Юрия , отправлен в тюрьму г. Коканд Узбекистана, а через 14 месяцев без суда освобожден. Помог старший брат Юрия Львова – Георгий, до войны историк. С начала войны – комиссар на фронте, а после тяжелого ранения – партийный работник в Москве.

В 1944 г., не окон­чив 10 клас­са, Юрий Львов по­лу­чил по­вес­тку в во­ен­ко­мат, чтобы пойти в танковое училище. Но военком сказал: «Иди, парень и учись на архитектора. Половину России порушили, сколько придётся строить».

С 1945 г. отец Юрия работал в управлении главного архитектора города Сочи, начальником государственного архитектурно-строительного надзора, начальником экспертного отдела. По его проекту построен подвесной мост в районе Центрального рынка, который органично влился в окружающий ландшафт, панораму Кавказских гор и до сих пор приковывает внимание своим спокойствием и значимостью.

В 1945 г. Юрий Львов стал студентом Ленинградского инженерно-строительного института, где уже училась его сестра Ксения. Его преподавателями были – Л. К. Хидель, Б. В. Муравьев. Ленинград только оживал после блокады и разрушений. Молодой Юрий жил в общежитии, помогали две сестры мамы – одна была библиотекарь, а вторая вела кружок художественного слова во Дворце пионеров.

В 1951 г. Юрий окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В этом же году по распределению оказался в Воронеже, работал архитектором и главным архитектором проектов Воронежского института «Военпроект 280» Воронежского военного округа до 1956 года.

В 1954 г. несколько часов провел дома в рабочем кабинете Академика архитектуры Ивана Жолтовского, затаив дыхание слушал учителя (автора знаменитых: Дом уполномоченного ВЦИК, ныне Художественный музей, и уникальный белокаменный мост на Ривьере).

В 1956-1960 гг. был главным архитектором проектного института «Гипростанок» (позднее «Гипропром») Совнархоза.

В 1960-1967 гг. трудился главным архитектором института «Облпроект» (потом «Воронежпроект»). Лауреат ряда архитектурных конкурсов. Самым знаковым проектом, реализованным в Воронеже, стала реконструкция кинотеатра «Пролетарий». В 1960-х к свободному торцу первого городского кинотеатра было решено пристроить дополнительный корпус. В объявленном конкурсе победил оригинальный проект Юрия Владимировича: стеклянный козырек на мощных, облицованных гранитом опорах, большой зал, круто уходящий вниз, еще один, вовсе утопленный в землю.

В 1964-1969 гг. принимал участие в разработке генерального плана и проекта детальной планировки города Воронеж. Юрий Львов – автор и соавтор более 50 проектов, из которых 20 реализовано в Воронеже.

Наиболее значимые постройки «воронежского» периода:

  • госпиталь по улице Краснознаменной (1955 г.)
  • застройка площади Черняховского и улицы Мира (совместно с В. С. Левицким, Р. В. Березиной, Р. И. Шмидтом, 1956 г.)
  • здание бывшего Совета народного хозяйства Центрально-Черноземного экономического района площадь Ленина, 12 (совместно с В. А. Быховским, 1959 г.), здание института «Гипроавтотранс» по проспекту Революции (1961 г.)
  • 2-я очередь Воронежского технологического института (совместно с Е. В. Рыбицким, 1966 г.)
  • новый корпус кинотеатра «Пролетарий» (1969 г.)
  • здание администрации Центрального района (1971 г.)
  • гостиница «Брно» (совместно с А. И. Труновым, 1978 г.).

В 1967–1968 гг. работал в должности архитектора гор. Воронежа.

В 1969–1973 гг. — главный архитектор института «Воронежгражданпроект». Юрия Львова до сих пор помнят в Воронеже, где он проработал более двадцати лет и прошел путь от рядового архитектора до главного архитектора города.

В 1973 г. переехал с семьей (жена Ирина Ивановна, родом из Свердловска, экономист – градостроитель) в Сочи по приглашению легендарного мэра Сочи Вячеслава Воронкова, который более 20-ти лет воплощал в жизнь мечту – сделать из Сочи город-сад. Сразу дали квартиру. Юрий Львов отказался от должности главного архитектора Сочи и долгие годы дружил с Воронковым. А работал руководителем второй архитектурной мастерской в институте «Южгипрокоммунстрой» в Сочи. Были реализованы десятки проектов мастера, в том числе и здравниц, таких как санатории «Заполярье», «Чемитоквадже», «Магадан», павильон для официальных делегаций в аэропорту Адлер, здания сочинского яхт-клуба, проект реконструкции Приморской набережной.

Облик Сочи как города-сада, города-мечты создавался с участием Львова в 70-х созидательных годах прошлого века. Юрий Львов, как ученик известных ленинградских архитекторов, академиков и профессоров мирового уровня, был фанатично предан архитектуре. Не случайно бронзовая фигурка Дон Кихота была непременным атрибутом в его кабинете.

В 1974 г. был разработан проект монумента «Подвиг во имя жизни» (соавтор московский скульптор Д. Рябичев) — архитектурный ансамбль, посвящённый медицинскому персоналу города-госпиталя Сочи, поставившему на ноги более полумиллиона раненых в годы Великой Отечественной войны. Строительство комплекса по проекту, разработанному скульптором Д.Б. Рябичевым (Москва), архитекторами В.А. Нестеровым (Москва) и Ю.В. Львовым (Сочи), началось в 1981 г. И хотя памятник был торжественно открыт 8 мая 1995 г., реализовать удалось лишь часть авторского замысла: главная скульптурная композиция — медсестра, склонённая над раненым, и готовый к операции хирург — находятся под аркой, облицованной белым мрамором. Округлость арки композиционно гармонирует с круглой площадью вокруг монумента, к которому можно подняться со всех сторон по нескольким ступеням лестницы. Продолжает ритм повторяющихся линий многоступенчатая лестница, ведущая к композиции из парка. Юрий Львов до конца своих дней боролся за чистоту реализации проекта, так как не выполнены две мраморные стелы с монументальными текстами, отражающими смысл памятника и основной элемент арки — православный крест, или трубы органа, или кардиограмма, или летящие к земле бомбы, или колокола (споры не окончены).

В 1977 г. мастерская № 2 проектного института «Южгипрокоммунстрой» под руководством Львова разрабатывает проект Приморской набережной. Проектом предложено было функционально разделить по вертикали прогулочные зоны и зоны, сопутствующие пляжам, что обеспечивало возможность беспрепятственной прогулки вдоль моря, открывало отдыхающим прекрасные морские панорамы и давало возможность изолированно загорать на пляже. В проекте была заложена идея главных морских ворот города-курорта Сочи.

В 1983 г. проект Приморской набережной получил медали и дипломы Биенале INTERARCH в Софии. Проект начал реализовываться – были построены защитные гидротехнические конструкции. Произведена отсыпка галечной пляжной полосы. Дальше строительство остановилось.

С 1989 г. Юрий Львов занимался индивидуальной творческой работой.

30 марта 1998 г. президент России Борис Ельцин подписал указ о присвоении Юрию Владимировичу Львову почетного звания «Заслуженный архитектор России» — «За заслуги в области архитектуры и многолетнюю плодотворную работу».

Было у Юрия Владимировича и увлечение – он любил музыку и в уютной атмосфере исполнял романсы, особенно любимую песню «Черное море мое».

В 2004 г. он принимал участие в VI съезде Союза архитекторов России в Москве.

В 2006 г. Львов выступал за сохранение КЗ «Фестивальный». В 2006 г. компания TPS заключила с администрацией города инвестиционное соглашение о строительстве на месте ККЗ многофункционального жилого комплекса (МФК). Чтобы оправдать решение о сносе, тогдашние городские руководители посчитали, что гарантийный срок эксплуатации «Фестивального» истёк, а здание обветшало настолько, что его крыша может обрушится в любую минуту. Проект нового МФК «Фестивальный» несколько раз менялся, изначально предполагалось возвести вблизи набережной 37-этажное здание гостиницы и 32-этажное здание апартаментов, а также киноконцертный и выставочный залы. В 2008 г. инвестор представил обновленный проект из трех высотных зданий, объединенных стилобатом, в котором должны были располагаться магазины, кафе и рестораны.

В 2008 г., как член Общественного градостроительного совета, участвовал в экспертизе Генерального плана, разработанного ОАО Гипрогор.

В декабре 2008 г. проект «Сочи-Фестивальный» был вынесен на общественные слушания, в ходе которых представители Союза архитекторов России, Общественного экологического совета, Русского географического общества, а также большое количество жителей Сочи выразили несогласие с планами инвестора. Недовольство общественности было настолько сильным, что новый глава города предпочёл отказаться от поддержки проекта.

На публичных слушаниях в 2008 г. Юрий Львов говорил:

-Уважаемая публика! Фестивальный стоит на том месте, где стояла старая церковная школа рядом с церковью, потом вторая школа, в которой я отучился. Рядом были бараки, рядом был архив, рядом был турецкий овраг. Все это засыпано и все это приобрело другой вид.

Проделанная когда-то гигантская работа очень авторитетной проектной организацией Московской Центральный институт проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений (автор Виктор Шурлик), — так вот там были очень трудные противооползневые мероприятия. Объект рождался долго и тяжело. И вот когда распространяется мнение, что та алюминиевая структура, которой он накрыт, (эти решетки изготовлены на Воронежском авиационном заводе), что она уже плохая и никуда не годится и вот-вот завалится — я в это не верю. Не верю, потому что хорошо знаю Воронежский авиационный завод. Это завод, который выпускал и ТУ, и МИГИ, и не мог сделать плохо. Поэтому, я думаю, что название объекта «реконструкция зала «Фестивальный» — это только маскировочная сетка, по-настоящему, это называется «захват двух с половиной гектаров территории на берегу моря зеленой зоны», а «Фестивальный», инвестору-заказчику, как говорится, «до фени». Ему захватить землю и соорудить там все огромные площади, которые называл здесь с апломбом заказчик, и выставочные залы, и торговля, и две в 37 этажа гостиницы — выше в Сочи нет. Это маскировка — речь идет об уничтожении хорошего зеленого куска.

На днях было рассмотрение проекта детальной планировки центра в первой редакции. Я подчеркивал там, что основная идея нашего города — это курорт на берегу моря раскрытый на море. Еще одна пробка вгоняется не для открытия, а закрытие на море — выйти к морю будет уже негде. Можно вспомнить историю недавних лет: это форт «Александрия», остатки крепости, которая там была сооружена. Это «Маяк», это храм, это здание «Казначейство».

Когда-то я разрабатывал проект приморской парковой зоны, этим я занимался полтора года, там старался выявить этот центр, преподнести его и сделать его интересным для любопытного курортника, который приедет и узнает, что не Сочи, а «Александрия» какая-то была, оказывается. Так вот, от «Александрии» ничего не остается. 37 — этажный дом и рядом малюсенький храм.

Уничтожается центральная причина создания нашего города. Это церковная горка. Уничтожаются те жалкие остатки зелени в парковой зоне, по всем генпланам парковая зона и это наше достояние. Это отличало нас от хваленых средиземноморских курортов, которым по две тысячи лет, у которых такой приморской зеленой зоны нет… Я постарался избежать горячих слов, но хочется сказать не за глаза, а в глаза такой термин — это можно назвать ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ ПРОТИВ НАШЕГО ГОРОДА. А для террористов существует мировое мнение – с терроризмом надо бороться.

Что мы можем сделать? Наверное, можем. Только нужно хотеть. Жители города, которые не обладают этой благородной профессией, пусть все-таки постараются отстоять город как курорт, зеленый, раскрытый на море, на Черное, самое синее в мире и самое любимое».

В 2012 г. Юрий Львов награжден общественной медалью «За активную гражданскую позицию и патриотизм» (сертификат Общественной палаты при президенте РФ от 29.07.2012 г. № 0052 в номинации «За особые заслуги») — за большой личный вклад и проявление патриотизма в общественной и трудовой деятельности и за активную гражданскую позицию. До конца своих дней Юрий Львов был примером высокого мастерства и искренней любви к профессии и к городу, пользовался огромным уважением коллег и излучал невероятный свет.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Градостроительный совет города Сочи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x