Наследие архитекторов: Сердюков Е. А.

Наследие архитекторов: Сердюков Е. А.

Евгений Александрович Сердюков (05.11.1934-28.03.2002 гг.)

Заслуженный архитектор Кубани.

Член Союза архитекторов СССР с 1965 г.

Родился 5 ноября 1934 г. в г. Ижевске Удмуртской АССР.

В 1952 г. окончил с серебряной медалью сочинскую среднюю школу № 9. Его творческие способности в области изобразительного искусства проявились еще в школьные годы. Кстати, учился в этой школе Женя Сердюков в одном классе с будущим космонавтом Виталием Севастьяновым, с которым они дружили всю жизнь.

Отец Евгения, Александр Сердюков, был неординарным, интеллигентным инженером-строителем, участником возведения в Сочи многих объектов. Он сумел привить сыну интерес к этой благородной профессии, и Евгений решил поступать в Ленинградскую академию художеств имени Репина на архитектурный факультет.

В 1952-1958 гг. Евгений Сердюков проходил обучение в Ленинградской академии художеств имени Репина на архитектурном факультете. Учился Евгений отлично, с третьего курса — Сталинский стипендиат, его курсовые и дипломный проекты остались в фонде академии в качестве учебных пособий для будущих студентов. По окончании получил Диплом с отличием.

В 1958 г., с отличием закончив академию, Евгений Сердюков был направлен на работу в самый крупный в Сочи проектный институт «Гипрокоммунстрой».

Начав работать в архитектурной мастерской № 1 (зав. мастерской Петр Строкач), Сердюков сразу проявил свои творческие способности. Он нашел место в центральной части города — в Турецком овраге — для размещения в нем киноконцертного зала на 3000 мест и разработал проектные предложения по его строительству. По этим идеям Евгения Сердюкова потом московские архитекторы Виктор Шульрихтер и Инесса Рябышева спроектировали, а затем и построили зал «Фестивальный».

По воспоминаниям инженера-строителя Германа Федоровского:

«Сердюковым были разработаны проектные предложения, по которым потом московские архитекторы Государственного института «Гипротеатр» Министерства культуры СССР спроектировали кино-концертный зал для проведения различных концертов, широкоформатных и других кинофильмов, крупных общественно-политических мероприятий».

Молодой архитектор Евгений Сердюков хорошо вписался в коллектив проектного института, активно участвовал во многих массовых мероприятиях, был душой коллектива. Как-то к новогоднему торжеству он в проеме лестничной клетки института из бумаги делал громадную елку высотой в три этажа, которую украшал рисунками — дружескими шаржами на своих коллег, в том числе и на себя, участвовал в товарищеских вечеринках, любил музыку, прекрасно пел и танцевал твист, вместе с женой Нелли ездил в турпоходы по выходным дням в Пицунду, Новый Афон, на Красную Поляну. Был он веселым и общительным, товарищи по работе ценили и уважали его.

В 1962 г. большим успехом Сердюкова стала победа в конкурсе на проектирование широкоформатного кинотеатра в Краснодаре. Проект был осуществлен — в краевом центре появился кинотеатр «Аврора» с залами на 1280 и 170 мест и кафе на 200 мест. Как за лучшее здание, построенное в 1967 г., за проект кинотеатра Госстрой РСФСР присудил Сердюкову диплом первой степени.

Здание имеет удлинённую крышу, которая выполнена в виде козырька, что придает ему очень необычную форму, привлекающую внимание туристов. Проектом изначально был предусмотрен сквозной просмотр всех помещений нижнего этажа здания. Козырёк здания изготовлен из двутавровых балок (металлических конфигураций подвесного потолка) шириной 140 см х 83 м длины. Южная (фасад) и боковые стороны изготовлены из витринных стёкол различных размеров, а с северной стороны вмонтирована высоковольтная подстанция. Благодаря такой форме кинотеатр напоминает корабль, что очень символично с учётом его названия.

Проект «Авроры» вошел во все учебники по архитектуре как пример органичного включения в пространство и симбиоз архитектуры и скульптуры.

Мэр Сочи Вячеслав Воронков (с марта 1963 г. по январь 1971 г. — зам. председателя исполкома горсовета, а с 19.01.1971 по 01.06.1977 гг. — председатель исполкома Сочинского горсовета) в 1950-70-х созидательных годах прошлого века всячески помогал развиваться Сочинскому Союзу архитекторов. Так, по инициативе архитектора Евгения Сердюкова еще в 1960-е годы было оборудовано помещение в доме по ул. Театральной для нужд Союза. В 1969 г., благодаря инициативе главного архитектора города Вячеслава Внукова и главного архитектора «Южгипрокоммунстроя» Игоря Ярошевского, был построен жилой дом на улице Воровского, в котором, согласно проекту, и разместился Сочинский дом архитектора.  

Сердюков разработал проект благоустройства нижней части парка «Дендрарий» с малыми архитектурными формами — теперь в парке это любимое для посещения место сочинцев и гостей курорта.

Телевидение в шестидесятые годы еще не ворвалось к нам в квартиры, и для людей поход в кинотеатр на просмотр нового фильма был маленьким праздником. Тогда в центре города был построен широкоформатный кинотеатр «Спутник». Для его постройки был использован типовой, самый дешевый проект института «Гипротеатр». Однако вскоре выяснилось, что для зрителей «Спутник» очень неудобен. Летом в нем было жарко и душно, так как не было вентиляции, а зимой — сыро и холодно, в виду отсутствия системы отопления. Кроме того, в здании кинотеатра отсутствовал вестибюль, и людям, купившим билеты, приходилось долго ждать на улице начала киносеанса.

Городские власти приняли решение реконструировать кинотеатр. В результате конкурса архитекторов «Гипрокоммунстроя» лучшим был признан проект Сердюкова. В этом проекте он впервые предложил идею «космизма» в архитектуре, идею устремленности здания вверх. Идея была нова, оригинальна и соответствовала духу времени, когда осуществлялись первые в нашей стране шаги по освоению космического пространства.

Архивные фотографии главного кинотеатра советского курорта Сочи: каким он был до реконструкции и каким стал после реализации проекта талантливого сочинского архитектора Евгения Сердюкова (здание кинотеатра снесли в 2007 г.).

В проекте Сердюкова устранялись все имевшиеся ранее в «Спутнике» недостатки: кинотеатр превратился в сверкающий кристалл, культурный центр, украшающий город. Реконструкция была проведена в короткий срок, и 1 июня 1962 г. преображенный кинотеатр принял первых зрителей.  

«Спутник» устремился вверх — в космос (не забываем про всеобщую эйфорию 1961 г.), обзавелся масштабными витражными стеклами, мозаичным панно с портретом Юрия Гагарина (автор Артур Скрипников) и в целом стал визуально более легковесным.

Следующей интересной работой Сердюкова был проект кинотеатра «Кубань» на 540 мест на улице Воровского. Особенностью его было то, что здание удачно вписывалось в существующую уличную застройку. Кинотеатр настолько понравился сочинцам, что его решили превратить в типовой проект, и аналогичные здания построили в районе улицы Донской — кинотеатр «Юбилейный», в Адлере — «Комсомолец», в Лазаревском — «Восход».

В ноябре 1963 г.  Евгений Сердюков был назначен главным архитектором города-курорта Сочи. Ему пришлось заниматься административной, чиновничьей работой. В составе авторского коллектива он участвовал также в разработке проекта застройки центральной части города.

Главный архитектор Сочи (1971-1985 гг.) Вячеслав Внуков в своей книге «Двадцать три года на курорте» писал о Евгении Сердюкове: «По предложению нового председателя горисполкома Альберта Чуркина главным архитектором города был назначен Евгений Сердюков. С одной стороны, он был, безусловно, способным и талантливым специалистом. Но, с другой стороны, его гипертрофированное самомнение, полное нежелание видеть и признавать успехи других вызывали резкие возражения его коллег. Кроме того, до этого он работал всего лишь старшим архитектором и не имел никакого опыта в части умения руководить коллективом и направлять его работу».

Мнение Внукова весьма субъективно, ведь Евгений Сердюков был профессионалом высокого класса, талантливым архитектором. Для градостроительной и архитектурной истории города важно, что между административной работой и творчеством он выбрал творчество.

В 1963-1964 г. по проекту Сердюкова в Сочи была построена музыкальная школа с концертным залом на 470 мест. В 1991 г. школу переименовали в «Зал органной и камерной музыки».

     

В 1965 г. Евгений Сердюков оставил должность главного архитектора Сочи и в мае 1965 г. перешел в проектную организацию «Союзкурортпроект» на должность главного архитектора. Он очень хотел заниматься творчеством. И начался его новый период эффективного проектирования и творчества.

В 1965 г. на базе сметно-технического бюро Сочинского совета курорта был создан филиал архитектурно-проектной мастерской Центрального совета по управлению курортами профсоюзов, который положил начало проектному институту «Черноморкурортпроект».

Часть профессиональной команды перешла в новый институт из «Гипрокоммунстроя». Евгений Сердюков входил в костяк архитекторов.

В институте был порядок разработки архитектурно-планировочных решений, при котором на стадии 10-30% проработки и готовности проекта, объекты рассматривались на архитектурной секции технического совета института.

Главный архитектор института Сердюков, проводивший заседания секций, требовал присутствия всех ахитекторов, особенно молодых. Разборы полетов оказывали влияние на формирование профессионального мировоззрения и мастерства.

Евгений Сердюков был примером трудолюбия в творчестве. Графитные пятна на одежде от карандаша он называл «алмазной пылью».

Архитектор находился в постоянном творческом поиске. Им был предложен оригинальный проект ресторана «Бриз» на 2000 мест у гостиницы «Ленинград». Ресторан фактически висел над морем и прибрежной полосой, опираясь одной опорой на набережную, а другой стороной — в береговой откос. За этот проект архитектору была присуждена первая премия, однако строительство, к сожалению, не было осуществлено.

В 1965 г. Евгений Сердюков участвовал в создании памятника-стелы с барельефом писателя Николая Островского.

В 1965 г. Сердюков участвовал в создании памятника — декоративной скульптуры «Мацеста» совместно со скульптором Ираидой Гуслевой. Монументально-декоративная композиция «Мацеста» (арх. Евгений Сердюков), олицетворяющая живописный источник, что принес курорту Сочи мировую славу, завораживает своим сказочным образом и какой-то скрытой в нем тайной.

Только 8 апреля 2016 г. был подписан долгожданный приказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края о включении выявленного объекта культурного наследия «Скульптурной композиции «Мацеста» в единый государственный реестр памятников культурного наследия.

По проекту Евгения Сердюкова в Абхазии, в поселке Мюсера, был построен одноименный санаторий на 366 мест. И за этот проект ему была присуждена первая премия.        

В 1968-1971 гг. по проекту Сердюкова в центре Сочи построено административное здание, которое Сочинский горком КПСС отметил первой премией. В этом здании размещался Сочинский государственный университет туризма и курортного дела (1996-2019 гг.), третий Апелляционный суд общей юрисдикции (2019 г.– по настоящее время).

Сердюковым был разработан и успешно осуществлен в 1968-1969 гг. проект реконструкции и расширения сочинского санатория «Заря», а в 1983 г. была проведена реконструкция и расширение его родной средней школы № 9.

В 1971-1975 гг. – под руководством Сердюкова, архитекторами института были запроектированы: здание вычислительного центра «ГлавСочиспецстроя», турбаза в Кудепсте, детский сад на ул. Бытха, здание газеты «Черноморская здравница».

В 1974 г. зональный проектный институт «Черноморкурортпроект» приступил к проектированию комплекса «Металлург-2» (главный архитектор проекта Евгений Сердюков). В 1980 г. силами Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината был введён в эксплуатацию малый (верхний) корпус здравницы.

Не были осуществлены в натуре и такие работы Сердюкова, как проект Дворца всемирных кинофестивалей с залом на 2000 мест (1966-1971 гг.), проект здания Краснодарского краевого Совета профсоюзов (1986 г.), проект реконструкции и расширения санатория «Кавказская Ривьера» (1995 -1998 гг.).

Архитектурные разработки Евгения Сердюкова всегда отличались глубиной, оригинальностью и выразительностью.

Он был необыкновенно увлечён своей профессией. Человек высокой культуры, глубоко порядочный, но душевно очень ранимый.

По воспоминаниям инженера-строителя Германа Федоровского:

«Лет тридцать пять назад в Сочинском политехническом техникуме (бывшее ГПТУ-19, образованное в Сочи 18 мая 1966 г., в целях подготовки квалифицированных специалистов-строителей для крупнейших на Черноморском побережье Кавказа организаций, предприятий, фирм), состоялся очередной выпуск техников-архитекторов. Председатель государственной экзаменационной комиссии, которая заслушивала защиту дипломных проектов, главный архитектор института Евгений Александрович Сердюков говорил, что именно архитекторы, специалисты в области строительного искусства, создавая монументальные сооружения, города, своей деятельностью укрепляют на земле народы и не дают им просто так сойти с исторической арены. Продолжая разговор, Евгений Александрович обратил внимание выпускников на то, что для достижения высот профессионализма в архитектуре надо постоянно и много учиться, постоянно находиться в творческом поиске».

Вероятно, в последние годы Сердюков чувствовал собственную невостребованность — иные времена, иные ценности. И это не могло не сказаться на его состоянии.

В марте 2002 г. в возрасте 68 лет Евгений Сердюков ушёл из жизни — отказало сердце…

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Градостроительный совет города Сочи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x