Центральная часть города Сочи
Говоря о центральной части города-курорта Сочи, добрым словом необходимо вспомнить тех людей, которые еще в дореволюционном Сочи заложили планировочный каркас города через систему общественных пространств и транспортных коридоров.
Мамонтовский спуск, Пролетарский подъем, Первомайский подъем, Сталинский проспект, Курортный проспект – эта главная градостроительная ось меняла не только свое название, но и оформление: одни памятники сносились, другие занимали их место.
В начале проспекта два знаковых места: Платановая аллея и бывший Мамонтовский спуск.
Сегодняшняя Платановая аллея — сохранившийся памятник садово-паркового искусства. Была заложена по инициативе сочинского городского старосты Н. А. Костарёва учениками Сочинской прогимназии вдоль тогдашнего Ремесленного переулка 15 марта 1913 г. Официально открыта 2 апреля 1913 г. и посвящена 300-летию Дома Романовых.
Мамонтовский спуск, названный именем «московского почетного потомственного гражданина», мецената и купца Н. Н. Мамонтова, дача которого была несколько выше (нынешний Дом пионеров), был одной из главных улиц, соединяющих ремесленную часть посада и Верхний город. Здесь было несколько гостиниц, магазинов, а в 1913 г. поставлен первый электрический фонарь. В 1911—1912 гг. вдоль Мамонтовского спуска устроен железобетонный тротуар.
Из истории: Николай Николаевич Мамонтов ещё в 1872 г. в Сочи купил более 2700 десятин земли. Это одно из крупнейших земельных владений Сочинского округа – более его имели здесь владения только император Николай II и представитель царской семьи Великий князь Михаил Николаевич. Н. Н. Мамонтов в самом центре города на купленном им участке в 6,5 десятины построил дом — дачу (срубленную в Ростове-на-Дону и доставленную в Сочи), разбил сад и парк. Дачу он назвал «Вера». Это имя носили мать и сестра. После его смерти в 1896 г. дача перешла в собственность его брата Александра. В 1900 г. умер Александр, и имение отошло его дочери Марии, которая вышла замуж за богатейшего сочинца, городского голову Николая Костарева. В 1910 г. он снёс деревянную постройку и на её месте построил большой каменный дом (по проекту итальянского архитектора), назвав имение «Вилла Вера». Рядом с ней был разбит экзотический парк из декоративных растений.
Эта вилла до революции была центром встреч семей богатейших горожан. Особняк был выполнен в характерном для эпохи эклектичном стиле. Он имел асимметричное решение, а фасад представлял собой двухуровневую галерею. Здесь часто устраивались балы, различные культурные мероприятия. К имению примыкал спуск главной городской дороги, которая проходила через весь центр Сочи из верхней части в нижнюю, в которой проживали более бедные горожане. Этот спуск до революции так и назывался – «Мамонтовский спуск».
Сочи в дореволюционный период уже обладал определенной культурой в градостроительстве: условно город делился на верхнюю и нижнюю части: верхняя была отведена под гостиницы, пансионы, дачи, большей частью сооруженные в модных стилях модерна и эклектики, нижняя — деловая и торговая часть, где располагались многочисленные лавочки, конторы, рынок, жилые постройки средних и низших сословий.
«Мамонтовский спуск» сохранял свое название в 1907–1917 гг., вплоть до революции. В 1917 г. развитие курорта было приостановлено сменой власти и последующей гражданской войной. Большевики сменили почти все старые названия улиц, площадей, аллей и др. После революции Мамонтовский спуск стал Пролетарским подъемом, а с переименованием одной из улиц в Первомайскую — в Первомайский подъем: нельзя было унижать пролетариев и спускать вниз.
Проспект имени Сталина (Сталинский проспект) был построен в 1934-1936 гг. как участок автострады Сочи — Мацеста путём соединения Ремесленного переулка, Мамонтовской улицы и Подгорной улицы. Чтобы выполнить нормативный уклон улицы, пришлось перерезать на две части ул. Пластунскую (ныне ул. Войкова). Проспект существенно выпрямил и сократил путь между Нижним и Верхним Старым городом в центральной части Сочи, соединив её с микрорайоном Светлана.
По замыслу архитекторов В. Соколова и П. Парусникова, проспект рассматривался как парадная магистраль города и на Пролетарском подъеме был оформлен двумя высокими подпорными стенами, балюстрадами, женской и мужской скульптурами спортсменов, и колоннами с литыми бронзовыми фонарями.
В 1953 г. на проспекте Сталина сочинские власти увековечили вождя И. В. Сталина памятником. Высота памятника – 9,5 метров. Великий вождь изображён во весь рост в форме генералиссимуса Советского Союза. Постамент из украинского красного гранита. Скульптор А. Кибальников, автор проекта постамента И. Спирин.
В 1957 г. решением исполкома городского Совета депутатов и трудящихся проспект им. Сталина переименован в Курортный проспект (в 1953 г. умер И. В. Сталин, в 1956 г. официально был развенчан культ личности И. В. Сталина). А так как власти того времени были сплошные пролетарии, название подъема осталось прежним — Пролетарский. Во время реконструкции подъема в 1974 г. были демонтированы украшавшие его скульптуры.
Работы по реконструкции курортов Сочи-Мацеста начатые в 1934 г., были беспрецедентны. Курорт получил новую многокилометровую магистраль, объединявшую отдельные районы Сочи, Мацесты. Была создана мощная система водоснабжения и канализации, коммунального обслуживания; система парковых и туристических дорог и др.
При разработке системы парковых и туристских дорог, лесопарков и парков планировщики прежде всего ставили перед собой задачу раскрытия всего богатства и своеобразия окружающей природы.
Эскиз застройки Центральной части Сочи был выполнен проектным институтом «Гипрогор» (Москва) в 1953 г., ими же был подготовлен эскизный проект планировки и озеленения проспекта Сталина в 1956 г.
В планировочной документации значение центра курортного района сохраняется за Сочи с его морским и железнодорожным вокзалами, крупными зрелищными и торговыми комплексами и высотными зданиями гостиниц, служащими доминантами в панораме курорта с моря.
Проект общественного центра кардинально изменил планировку и застройку центра города.
Идея создания протяженного общественного центра возникла в ходе подготовки эскизного проекта планировки центра города, который в 1960 г. Госстрой РСФСР заказал мастерской им. Академика В. А. Веснина («Мосгражданпроект»), гл. архитектор С. Е. Вахтангов.
Проект детальной планировки центра, выполненный в строгом соответствии с Генеральным планом развития курорта, формировал общий ансамбль центральной части города с его «Главной улицей». Центр города глобально преобразился в 1960–1970 гг., когда по проекту планировки затеялась перестройка Нижнего города со сносом частного сектора и строительством высоток на ул. Островского, Торговой галереи, комплекса зданий гостиницы «Москва», горисполкома (проект А. Н. Стельмащука) и высоток–«гармошек».
Эта новая улица была условно названа Главной улицей, тогда предполагали, что назовут её проспектом Ленина. Но решили назвать её памятным историческим названием Навагинская.
Варианты проектов этой улица создали ведущие московские проектные организации Гипрогор, проектный институт Мособлпроект, мастерская имени академика В. А. Веснина и Сочинский филиал Гипрокоммунстроя. Макеты были выставлены в художественном салоне на Пролетарском подъеме (свободный доступ), показывали в Краснодаре.
Проект Е. Анцуты и В. Кузнецова опирается на одну из ключевых для архитектуры общественных зданий СССР идей — выделенную пешеходную артерию, дублированную «прозрачным» стилобатом и объединяющую высотные здания.
Над проектом Торговой галереи работал творческий коллектив: Архитекторы: Е. Анцута, В. Кузнецов; конструкторы: А. Дон, Е. Мандель; художник: З. Церетели.
В 1962 г. начался новый этап в творчестве Елены Анцута, тогда её назначили ГАПом «Мосгражданпроект» по работе в Сочи.
Из биографии Е. Б. Анцуты: Елена Брониславовна Анцута (03 июля 1924, Мариинский Посад, Чувашская Республика — 16 мая 2020 г., Москва) заслуженный архитектор России и лауреат престижных российских архитектурных премий. Детство ее прошло в Казани. По воспоминаниям, в раннем детстве её любимыми занятиями были музыка и танцы — мама была хорошей пианисткой. Пережили репрессии, расстрел отца, арест матери, войну. Среднюю школу закончила во Владимире, где жила у маминой сестры. Москва для учебы была закрыта. Но в Иванове, в местной секции Союза архитекторов были организованы экзамены для поступления в Московский архитектурный институт, который находился в эвакуации в Ташкенте. Немедленно в кузове попутного грузовика Елена отправилась в Иваново. «Встретили меня ивановские архитекторы очень хорошо и даже позанимались неделю со мной рисунком. Гипс раньше я никогда не рисовала. Экзаменующихся набралась полная комната. Наши работы посылали в Ташкент на оценку», — так вспоминала Е. Б. Анцута тот период.
Ещё с одной девочкой из Иванова они получили вызов из института и поехали в Ташкент на поезде со многими пересадками. В ноябре 1943 г. институт из Ташкента вернулся в Москву. Дипломный проект Елены был на тему «Железнодорожный вокзал в Сочи». В мастерской Весниных Анцута начала работать в октябре 1948 г. Атмосфера в мастерской была удивительно благоприятная и творческая. После работы занимались рисунком и акварелью с преподавателями Архитектурного института. Устраивали выставки, конкурсы на лучшую работу года.
Образ улицы Навагинской в том виде, к которому мы все привыкли, начал формироваться в 1970-80-х гг. в большей степени благодаря проекту Торговой галереи, разработанному архитекторами «Мосгражданпроекта» под руководством Елены Брониславовны Анцута.
По первоначальному проекту высотки на улице Островского должны были быть гостиницами (заказ Госстроя РСФСР на планировку центра Сочи 1960 г.) и должны были примыкать к проектируемой Торговой галерее. Если бы это случилось, улица Островского бы, вероятно, исчезла. В процессе проектирования было решено оставить улицу, да и предназначение высоток изменилось на многоквартирные дома. Первый и третий дом строили по заказу городской администрации, их сразу можно отличить по лёгкой вогнутости, остальные — по заказу санаториев. В процессе подготовки к строительству все старые бараки и частная застройка были снесены (примерно 1966 г.). Для строительства торговой галереи и благоустройства центра города снесли очень много ветхого жилья. Людей расселили на ул. Макаренко, что по тем временам считалось повышением качества жизни.
Торговая галерея на Навагинской улице в Сочи запроектирована и осуществлена строительством в комплексе с 14-этажными жилыми домами, расположенными за галереей на улице Островского, и образует единый ансамбль застройки северо-западной стороны главной магистрали города, соединяющей площадь железнодорожного вокзала с Курортным проспектом и далее выходящей к морю.
Новый протяженный центр фиксировался двумя монументальными зданиями – шпилем морского вокзала с одной стороны и башней железнодорожного вокзала с другой, которые завершали перспективу.
Проектом был предусмотрен единый пространственный и композиционный ансамбль, где ритмичные вертикальные элементы (пять 14-этажных жилых домов по улОстровского) были сомасштабны и приближены к человеку горизонтальным стилобатом с общественно-торговой функцией.
В этот период преобразилась и Платановая аллея со строительством гостиницы «Москва» (до этого на её месте стояла пожарная каланча и был скверик) и Торговой галереи. Заработал прямоугольный цветомузыкальный Поющий фонтан (автор проекта А. Абрамян), ещё один находился за зданием гостиницы.
В 1970-е гг. Платановую аллею расширяют до современных размеров, а в 1974 г. строят подземный переход от Навагинской, в 1977 г. — от Войкова. В 1972 г. в промежутке между Платановой аллей и мелководным причалом разбивают пальмовый парк (за Филателией).
После утверждения второго Генерального плана развития города-курорта Сочи на 1967-1992 гг., «Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений» — ГПИ Гипрогор (Москва) разработал Проект Центральной части города Сочи (главный архитектор проекта Л. Б. Вавакин, архитекторы В. Постнов, М. Комаров). Территория проектирования составила 800 га. Удельный вес гостиничных комплексов в проекте составлял 60% (высотки на улице Островского должны были быть гостиницами).
Высотные акценты предусматривались также в районе Ривьеры, санатория им. Фабрициуса – 20-25 этажей, а по оси каскада – до 40 этажей.
Жилые кварталы города проектировались и строились с позиций общих требований к городу-курорту: «павильонная» застройка жилых кварталов исключала сплошную застройку улицы (как в обычных городах), большие озеленённые дворы, детские площадки, перголы, покрытые вьющейся зеленью, фасады домов с вертикальным озеленением.
Торговая галерея имеет южный колорит: вдоль блоков запроектирован крытый тротуар — собственно галерея, под которую выходят витрины магазинов, встроенные киоски, озеленённые внутренние дворики. Пространства между блоками благоустроены, оборудованы бассейнами и фонтанами.
В 1972 г. презентовали первый блок, в 1978 — второй, а заключительный пятый — в 2005. Шестой блок так и остался на бумаге. Как говорили создатели проекта, они старались добавить «южный колорит» в виде колоннады, фонтанов и озелененных внутренних двориков, один из которых: дендроуголок у «Дома кинофотолюбителя» (сейчас магазин «Зенит») был создан Сергеем Венчаговым. Также для оживления бездушных блоков были использованы различные декоративные уловки: цветные витражи и мозаичное панно, располагающееся на стене второго блока. Однако первоначальная конструкция не обошлась без минусов. Например, слишком высокая крыша не защищала от сочинских дождей, постоянно заливающих пешеходную часть галереи.
Торговая галерея планировалась на одном дыхании, но долгие годы строительства и различные препоны изменили изначальный проект. Сильным ударом по «единому дыханию» стал запрет городских властей на снос жилого дома по адресу Парковая, 11/10. Этот небольшой дом разорвал единую цепь и физически отсоединил первые два блока от остальных четырёх. Большие проблемы испытали архитекторы со строительством шестого блока, на месте которого находился «Дом ребёнка». Его фактически не построили, завершив проект уже после развала Советского Союза, в новых экономических условиях, пятым блоком.
Изменения в стране начали происходить в 90-е: изменение политической системы, развал СССР. Тогда галерея обросла павильонами и ларьками. Со временем галерея устарела и превратилась в обычный базар. Перекрытие прохудилось, и на головы покупателей, да и предпринимателей то и дело капал конденсат из сплит-систем или дождевая вода. А проезжая часть улицы Навагинской была в несколько рядов заставлена машинами.
В 1996—1998 гг. галерея была модернизирована (гл. худ. А. Бондарев, арх. О. Комиссаров): в конце девяностых галерею решают немного реконструировать, лишая части зеленых зон и фонтанов. А в преддверии Олимпийских игр Торговую галерею вместе с Навагинской было решено осовременить, добавив новые стеклянные корпуса, велодорожки и более темный оттенок тротуарной плитки.
Проект, разработанный в мастерской «Архипроект» Ованеса Задикяна в 2010 г. предполагал превращение улицы Навагинской, закрытой частично для движения транспорта в начале того же года, в пешеходную зону.
Проект реконструкции был слишком грандиозным и предполагал соединение усилий собственников всех элементов Торговой галереи. Согласия не случилось. В итоге проект реализовался лишь частично.
Перед Олимпийскими играми 2014 г., разработку проекта реконструкции и создания пешеходной улицы Навагинской выполнило ООО «ГрандСтрой». Архитекторы проекта В. И. Тупичкин и В. М. Смирнова.
Проектом реконструкции пешеходной зоны улицы Навагинская была предусмотрена прокладка главной аллеи шириной 5,5 м с возможностью проезда спецтранспорта. Все существующие зелёные насаждения были сохранены и дополнены новыми посадками.
В настоящее время уже пешеходную улицу Навагинскую с экзотическими растениями, цветочными композициями, уютными зелеными зонами украшают малые архитектурные формы различной тематики. Сейчас это одно из самых любимых мест для прогулок сочинцев и гостей курорта.
Микрорайон «Долина Прохладная» (Донской)
Сегодня улица Донская — микрорайон в Центральном районе города Сочи, который расположен в долине реки Хлудовский Ручей (Долина Прохладная), взятой в трубу-коллектор в начале 60-х годов. Коллектор представляет из себя тоннель высотой 2 метра.
Начало развития микрорайона относится ко второй половине 30-х годов прошлого века, когда по инициативе первого заместителя главы правительства СССР Анастаса Ивановича Микояна началось строительство сочинского мясокомбината. Дорога, идущая вдоль него от реки Сочи до колхоза «Новая заря» получила название улица Охотничья, до середины 60-х она была грунтовая. Для работников мясокомбината появились первые жилые бараки-общежития, а позднее и многоквартирные дома.
Сочинский мясокомбинат строился с 1934 г. на месте скотобойни. Комбинат открыли 23 июля 1937 для обеспечения нужд курорта Сочи в мясной продукции. Улица Гагарина и весь этот микрорайон построены именно благодаря мясокомбинату. Когда в конце 40-х годов А. Микоян вёз И. Сталина на мясокомбинат, Сталин в укор Микояну сказал, что работники мясокомбината не могут добираться на работу по такой ужасной дороге. Тогда вокруг мясокомбината были построены бараки для строителей, началось массовое жилищное строительство. Анастас Микоян лично курировал строительство нашего мясокомбината по указанию И.В. Сталина.
Микоян очень хотел установить скульптуру быка на мясокомбинате, но это было удорожание проекта. Тогда изготовили 2-х быков для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (ВСХВ – ВДНХ) для размещения их на крыше павильона № 51 «Мясная промышленность». Одна из скульптурных композиций скульптора Наума Конгиссера «Боец с быком» переехала в Сочи и долгие годы венчала главный корпус мясокомбината в Сочи. При реконструкции мясокомбината в 2000 г., здание, на котором красовался бык, решено было снести.
В 1941-1945 гг. сотрудники завода производили консервы для бойцов Красной армии. Во время войны на предприятии оставалось 112 человек, остальные ушли на фронт.
В послевоенное время мясокомбинат начал обрастать инфраструктурой. Был построен хладокомбинат. Появилась школа № 12, детский сад и ясли, детская поликлиника. Улица Охотничья была переименована в улицу Донскую.
В 1954 г. Сочинский мясокомбинат посетил министр пищевой промышленности СССР Анастас Микоян.
Активная застройка микрорайона началась в 60-х. Стали возводиться крупнопанельные дома. К 1970 г. было уже 4 детских сада, 2 школы, детская и взрослая поликлиники, два гастронома, промтоварный магазин, магазин «1000 мелочей», салон для новобрачных, открыл двери кинотеатр «Юбилейный».
В Генеральном плане города Сочи 1967 г. улица Донская и прилегающие к ней улицы показаны как жилой район на 33 тыс. жителей.
Был разработан Проект детальной планировки со всей сопутствующей инфраструктурой, в котором социальные вопросы микрорайона решались комплексно, а городская среда рассматривалась как живой организм.
В 1968 г. режиссер Леонид Гайдай на улице Донской снимал кадры знаменитого фильма «Бриллиантовая рука» (в доме № 92, а по сценарию Морская д. 21, жил главный герой Семён Горбунков). Во время съемок жители собирались толпами, чтобы посмотреть на любимых актеров.
В 1969 г. был построен кинотеатр «Юбилейный» по проекту сочинского архитектора Е. А. Сердюкова, общей площадью 454 кв. метра, с большим залом на 540 зрителей и фойе с буфетом. Для жителей микрорайона улицы Донской это был настоящий подарок.
Ранее на месте городского микрорайона находились колхозные земли «Коминтерна», а на месте будущего кинотеатра располагался клуб имени «Сталина», перед зданием которого стояла статуя вождя мирового пролетариата. С расширением городской черты и интенсивным жилищным строительством возникла необходимость в культурном центре. Клуб снесли, а на его месте построили кинотеатр. Сдать объект должны были к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в 1970 г., отсюда и название «Юбилейный», но трудовой коллектив перевыполнил план и построил его на год раньше, к юбилею Великой Октябрьской Революции. Первым фильмом, который посмотрели строители кинотеатра, стала картина «Именем закона», снятая азербайджанским режиссером Мухтаром Дадашевым и рассказывавшая о борьбе с преступностью в 30-е годы прошлого века.
В 60-70-е годы в Сочи массово ехали специалисты для реализации государственных задач. Массовое строительство жилья быстрыми темпами требовало типовых решений. На базе ЖБИ выпускалась единственная 335 серия, поэтому дома и общежития на ул. Донской одинаковые: несколько пятиэтажек коридорного типа с комнатами для проживания 3-4 человек. Рассчитывали, что это будет временное жилье для молодых специалистов.
В конце 60-х, начале 70-х на Донской было построено несколько общежитий для строителей — лимитчиков с Кубани, Ростовской области и Ставрополья, получивших у местных жителей название «вербачи», от слова «вербоваться» (на стройку). Район превратился в криминальный.
В 70-х началась застройка склонов гор Пасечная и Виноградная. Появилась ещё одна школа. Микрорайон стал родным для тысяч сочинцев, в основном, молодых семей. На горе еще оставались плантации табака и сушилки колхоза «Коминтерн».
Микрорайон «Коммунстрой» (Гагаринский)
В 1956-1959 гг. архитекторами В. Очинским и В. Зварковским (проектный институт «Гипрокоммунстрой») был выполнен Проект детальной планировки нового микрорайона с советским названием — «Коммунстрой» по всем канонам градостроительства. Этажность жилых домов с учетом сейсмичности курорта составила от 3 до 5 этажей. Природа микрорайона по задумке архитекторов и дендрологов доминирует над архитектурой, образуя уютный микрорайон из сети улиц — Гагарина, Чайковского, Красноармейская, Новосёлов, Цветного бульвара и Гуковского переулка. В советское время новый микрорайон решал острую проблему обеспечения людей отдельным жильем. В микрорайоне Коммунстрой типовые жилые дома создают целостность района за счет использования ландшафтного озеленения, максимального благоустройства общественных территорий, создания бульвара-променада.
С давних времён на правобережной части реки Сочи был каменистый пустырь и фруктовый сад Хлудова, периодически заливаемый этой же рекой Сочи. В 1929 г. здесь был построен первый Сочинский аэропорт для легкомоторных самолётов конструкции Поликарпова — «По-2», которые совершали рейсы в Москву, Краснодар, Сухуми, Ростов-на-Дону. В годы Великой Отечественной войны здесь располагалась 9-я Отдельная гвардейская авиаэскадрилья. Однако уже во время Великой Отечественной войны стало ясно, что этот аэропорт мал, в связи с чем летом 1941 г. было начато строительство новой взлетно-посадочной полосы в Адлере.
Аэродром на правом берегу реки Сочи просуществовал до 1948 г., после чего эта территория была передана городу под строительство новых жилых кварталов.
С конца 1950-х гг. пустырь застраивался по проекту застройки Жилого микрорайона с главной композиционной осью – зеленым прогулочным Цветным бульваром. До сих пор микрорайон Гагаринский остается примером комплексного подхода в градостроительстве: по комфортности и сомасштабности человеку этот микрорайон является одним их лучших, построенных в советское время. Проект планировки территории выступил здесь в качестве инструмента регулирования застройки и нормативного обеспечения жителей микрорайона общественными зелеными зонами.
Микрорайон «Заречный»
ПДП «Заречный-1»
Эта территория долгое время являлась пригородом Сочи и только в 1961 г. вошла в городскую черту. Здесь была частная застройка.
Отдел капитального строительства горисполкома взял на себя функции единого заказчика по строительству Заречного жилого района на 15 тысяч населения в долине реки Сочи, Главсочиспецстрой – единого подрядчика, Южгипрокоммунстрой – единой проектной организации.
Проект детальной планировки нового жилого микрорайона «1-й очереди жилого района «Заречный» был разработан в 1974 г. проектным институтом «Южгипрокоммунстрой» под названием «Заречный» (архитекторы: Шаповалов Г. И., Лаптанович А. И.).
Затем появилась идея присвоить району имя Павла Корчагина и район некоторое время называли «Корчагинский» (главный герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь», чья юность в годы Гражданской войны и НЭПа прошла в борьбе за коммунизм и счастье трудящихся, стал идеалом для подражания для нескольких поколений советских людей) наряду с прежним наименованием. Намечалось на въезде в микрорайон поставить тематическую скульптуру. А прижилось, в конце концов, название «Макаренко» по наименованию одной из основных улиц.
Строительство микрорайона началось в 1976 г. Наряду с очередниками квартиры получали люди, дома которых попали под снос, в частности, для строительства торговой галереи, сквера у ЦУМа.
В этот период получает развитие городская инфраструктура микрорайона. Много средств было вложено в инженерную подготовку территории, где планировалось строить многоквартирные дома, школы, детские сады, учреждения культуры.
Первой в 1980 г. в микрорайоне была построена школа № 15 на 117 мест по новому оригинальному проекту сочинского архитектора Н. В. Миловой.
Не все идеи, заложенные в проекте, были осуществлены: не построена при кабинете астрономии обсерватория, зимний сад при кабинете биологии. Внутренний дворик накрывался монолитной бетонной чашей, которая композиционно объединяла весь ансамбль школы.
Вячеслав Александрович Воронков вспоминает в книге «Сочи и сочинцы (Воспоминания о будущем)»:
«Какая славная плеяда сочинских архитекторов трудилась на благо родного города! Например, автор проектов многих больниц, школ, в том числе №№ 1, 8, 15 Н. В. Милова. Мы с Натальей Васильевной мечтали в школе на ул. Макаренко оборудовать обсерваторию, вопреки типовым правилам под свою ответственность сооружали физкультурные залы, бассейны…».
ПДП «Заречный-2»
В 1982 г. в институте «Южгипрокоммунстрой» был разработан проект детальной планировки «2-й очереди жилого района «Заречный» (архитекторы: Лаптанович А.И., Шавернева-Васильева Л.К., Розова З.А.), в который вошёл и микрорайон «Октябрьский» (так он назывался по имени совхоза, на землях которого был запроектирован), в быту микрорайон называют по имени улицы Вишнёвой. Рабочий проект был разработан в 1987 г., а параллельно начато было строительство первой очереди: пятиэтажные жилые дома выше улицы Вишнёвой, школа и общественный центр микрорайона. Проект школы был разработан В. И. Тупичкиным, а проект общественного центра Г. Д. Ламановым. К сожалению, уже возведенный каркас общественного центра в 90-е гг. был снесен, а на его месте построен жилой дом с пристроенным общественным центром.
Вторая очередь «Заречного» примыкала к первой очереди, которую сейчас называют «жилой район Макаренко».
Между ними на территории примерно 17 га был запроектирован парк со спортивным комплексом. Территория создаваемого парка располагается на двух склонах глубокого оврага. В нижней части территории в настоящее время размещаются участки различных мелких предприятий и офисных зданий, подъезд к которым осуществляется с ул. Пластунской.
В верхней части территория ограничена улицами Вишнёвой и Лесной. Вдоль этих улиц расположена жилая застройка преимущественно типовыми домами сочинских серий пяти-, девяти- и двенадцатиэтажными. У разворотной площадки и на оконечности мыса, обрамляющего территорию построены жилые дома по индивидуальным проектам до 16 этажей. Заказчиком выступал «Отделстрой».
Геологические условия на участке проектирования очень сложные, склоны оврага подвержены оползневым явлениям. Поэтому предполагалось на дне оврага для размещения спортивного ядра выполнить подсыпку, которая частично удерживала бы склоны оврага.
«ПДП 2-й очереди жилого района «Заречный» утвержден в 1982 г.
В соответствии с ним построены 1,2, и 3 очереди микрорайона Октябрьский. А на остальных территориях печальное зрелище. В 90-ые годы земли, на которых были запроектированы другие микрорайоны, школы, детские сады, были отданы под огороды для выполнения продовольственной программы (время было тяжелое), а потом эти огороды превратились в участки под ИЖС и пошла неконтролируемая застройка.
В 90-е годы ХХ века наша прежняя страна – Союз Советских Социалистических республик (СССР) – окунулась в серьезные политические и экономические преобразования, дестабилизация общества привела к неуправляемым процессам в строительстве. Закон 1987 года об индивидуальной трудовой деятельности породил множество мелких проектных бюро и в Сочи, которые не испытывали такого налогового бремени, как проектные институты.
Перестала существовать страна с прежними строительными нормами и правилами, Земельный кодекс поставил в приоритет частную собственность на землю. Регулятор застройки – утвержденные Проекты детальной планировки – приказали долго жить…
Использованные материалы:
- Соколов Н. Б. Сочи-Мацеста: (Очерк архитектуры). М: изд. и 2-я тип. Гос. изд-ва архитектуры и градостроительства, 1950. 126 с.
- Графические материалы — Самарский филиал Российского государственного архива научно-технической документации.
- Интернет – газета «Сочи». URL: https://gazetasochi.ru (дата обращения 05.12.2022)
- Интернет-издание «Архитектура Сочи». URL: https://arch-sochi.ru. (дата обращения 05.12.2022)
- Интернет-издание о Сочи «SCAPP». URL: https://sochi.scapp.ru. (дата обращения 05.12.2022)
- Интернет-издание «Сочи без формата». URL: https://sochi.bezformata.com/. (дата обращения 05.12.2022)
- Документальные открытки Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Санкт-Петербург. 2012. URL: https://www.prlib.ru/. (дата обращения 05.12.2022)
- Издательство Татлин URL: https://tatlin.ru/. (дата обращения 05.12.2022)
- Воронков В. А. Сочи и сочинцы: (воспоминания о будущем). М.: Вест-Консалтинг, 2005. 270 с.