Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.

Александр Николаевич Стельмащук (1907–1964 гг.)

Мы не узнаем уже, что происходило в жизни этого замечательного архитектора, не осталось его личных фотографий. Но осталось наследие – реализованные по его проектам здания, которые до сих пор украшают Екатеринбург, Краснодар, Москву, Сочи, Ашхабад.

Свердловский период жизни Александра Николаевича описан в материалах виртуального музея ГУЛАГа.

В 1928-1930 гг. Александр работал техником-проектировщиком архитектурно-проектной мастерской № 1 Свердловского горсовета.

Принимал участие в проектировании жилого городка НКВД в Свердловске, стадионов в Свердловске, Перми, Березовском, дачи НКВД на озере Балтым, совхоза НКВД в пос. Исток Свердловской области.

Жилой комплекс «Город чекистов», был возведён в 1929-1936 гг. по заказу НКВД-ОГПУ для проживания командного состава. В его основе была идея нового быта людей, объединённых в коммуну.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: жилой комплекс «Город чекистов» 
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: клуб им. Ф. Э. Дзержинского 
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: жилой дом с поликлиникой

В состав комплекса жилого городка НКВД в Свердловске «Город чекистов», выполненного в стиле конструктивизма, входят 11-этажный дом гостиничного типа для молодежи и малосемейных (сейчас – гостиница «Исеть»), здания клуба (ДК им. Свердлова) и универмага, три жилых дома, медицинский корпус с аптекой (здесь располагалась администрация городка), здание детского сада и яслей (всего – 14 корпусов). Сейчас комплекс является памятником культуры федерального значения. Жанр: конструктивизм.

В 1940 г. Стельмащук участвовал в конкурсе «Типовой клуб с залом на 200 мест». Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель. За конкурсный проект получил 3-ю премию.

О том, что архитектор Александр Стельмащук являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. рассказано в книге «Архитектор на фронте и в тылу», изданной Свердловской организацией Союза архитекторов России в 2010 г

Краснодарский период. Поднимать города из руин после войны в сжатые сроки, восстанавливать их былую красоту и привлекательность – задача неимоверно трудная, требующая больших знаний, профессионального опыта и истинного подвижничества. В Краснодар на такую работу был направлен Стельмащук. Он вошел в творческое объединение краснодарских архитекторов – в Краснодарскую региональную организацию общественной организации «Союз архитекторов России». Работал в проектном институте Краснодарархпроект.

Главным проектом в городе Краснодар, в котором принимал участие, стало создание архитектуры здания Краснодарского крайкома ВКБ(б) в 1949-1950 гг. Проектирование шло с 1947 по 1948 гг.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.

В 1920-х гг. здесь располагалось несколько учреждений: областной (позже окружной, городской) суд, прокуратура, облвоенкомат и др. Позже здание было отдано Адыгейской больнице, при которой работала и поликлиника, а во время войны здесь был госпиталь.

После Великой Отечественной войны при восстановлении здания был надстроен третий этаж, изменен фасад по проекту, разработанному Краснодарархпроектом (архитектор Александр Стельмащук и др.), и сюда перешел крайком КПСС. Проектную группу в составе архитекторов, инженеров и техников по проектированию здания Крайкома ВКП(б) возглавил инженер Василий Мацагор, при участии архитектора Александра Стельмащука и архитектора Александра Ожиганова.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.

Фасады, интерьеры и архитектурные детали большого и малого залов заседаний, главной лестницы, ограды участка, радиаторных и вентиляционных решеток помещений, все столярные изделия (окна, двери, перегородки), в том числе столярные изделия с высококачественной отделкой ценными породами дерева, авторский надзор – все было выполнено качественно и в срок.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: Здание УМГБ по Краснодарскому краю на углу улицы Мира и Красноармейской, 1947-1948 гг.

Сочинский период начался в 1949 г. в архитектурно-планировочной мастерской Сочинского горисполкома.

По воспоминаниям Виктора Шашкова: «С архитектором Александром Стельмащуком впервые я встретился в 1949 году, в архитектурно-проектной мастерской — АПМ Сочинского горисполкома, где я работал чертёжником. Горисполком, АПМ и другие службы находились тогда в недостроенном здании гостиницы «Приморская». Как инвалиду войны, мне разрешали работать на дому. Один — два раза в неделю я приходил в АПМ, сдавал выполненную работу и получал новое задание.

В одно из таких посещений ко мне подошёл человек в спортивной форме с головой похожей на скульптуру — с чисто выбритым лицом и головой. Ему сказали, что я тот, кого он хотел видеть. Осмотрев меня внимательным взглядом, сказал: «Мои проекты прошу передавать ему». Так я стал регулярно получать наряд — задания на копирование и оформление проектов Александра Николаевича Стельмащука».

Александра Колесникова, архитектор, жена Стельмащука, работала на дому по причине инвалидности (была без ноги). В АПМ работали весьма плодотворно и качественно. Под руководством Александра Стельмащука уже в те годы проявили себя молодые архитекторы: Алла Ухова (объекты здравоохранения), Наталья Милова (школы), Ксения Львова (почтовые отделения, оформления Набережной) и другие.

С 1950 г. шла напряжённая работа по строительству санатория им. Дзержинского. Автора проекта, известного архитектора Мирона Мержанова в конце 1951 г. отправили в ссылку, в Сибирь. Стельмащуку приходилось решать много вопросов, связанных с проектирование и строительством санатория.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: Санаторий им. Ф.Э. Дзержинского (1950-1954 гг., архитекторы М. И. Мержанов, Г. В. Макаревич, Г. Д. Борисов, Е.В. Рыбицкий)

Одной из срочных работ Стельмащука была работа на Сталинских дачах (№ 5 и № 11) на озере Рица, где селевым потоком были разрушены дом охраны и дизельная электростанция. Шёл февраль 1952 г. На ликвидацию последствий были брошены инженерные войска, которые пробивались сквозь двухметровые сугробы, добрались до места аварии. Александр Стельмащук получил задание сделать проект восстановления разрушенных построек с учётом защиты от селевых потоков.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.

Из Москвы по фототелеграфу (впервые в практике!) получили рекомендательные эскизные предложения по обустройству капитальных селезащитных сооружений. Александр Николаевич сделал проект восстановления (строительства) дома охраны. Но вскоре получили «отбой»: Военно-строительный отдел 9-го управления МГБ был расформирован, а часть офицерского состава прикомандирована к СК ВСО. На Рице обошлись защитными сооружениями в виде габионов, а дом охраны, которая была сокращена, так и не был построен.

Позднее по этому проекту (с некоторыми изменениями) был построен дом для служащих комендатуры госдач на Мацесте (ул. Фурманова).

Строительство санатория МГБ (им. Дзержинского) завершилось в рекордно короткие сроки — 3,5 года. 20 февраля 1954 г. был подписан акт Государственной комиссии.

В 1955 г. Стельмащука пригласил секретарь Сочинского горкома КПСС А.Ф. Быков на должность Главного архитектора города Сочи.

В 1955-1961 гг. Александр Стельмащук работает главным архитектором города Сочи.

Работа Александра Николаевича в должности Главного архитектора города начиналась практически с чистого листа — с разработки Генерального плана на конкурсной основе. Основным участником разработки выступил Сочинский филиал института «Гипрокоммунстрой» МЖКХ РСФСР.

Отдел архитектуры тогда временно размещался в здании морского вокзала, на втором этаже. Гостиница «Приморская», где был горисполком, освобождалась для достройки, а новое здание на набережной реки Сочи было уже готово для горисполкома, когда его председатель Васильев принял решение организовать там филиал «Гипрокоммунстроя» в Сочи и, окончив выборный срок, стал его директором. Пользуясь своей властью, он разместил в новом здании не горисполком, а объединённые две проектные организации: АПМ горисполкома и АПМ управления противооползневых работ.

Здание горисполкома было решено построить в другом месте. Поэтому все отделы временно были размещены в разных местах.

Вячеслав Воронков, работая в тресте «Сочиспецстрой», активно внедрял новые предложения в строительстве на практике. В Сочи уже строились жилые дома по ул. Красноармейской, гостиница «Кубань» и др.

Проект здания Сочинского горисполкома по ул. Советской выполнил также Стельмащук. Но уже в начале строительства в Сочи случилось землетрясение, были изменены нормы, требующие учёта сейсмики 7 баллов. Остановились надолго ранее начатые стройки. На других срочно вносили изменения в несущие конструкции.

Наконец здание Сочинского Горисполкома было построено в таком виде, как оно сохранилось до сих пор.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: здание «ВЧ» на ул. Горького

Одновременно с работой над Генеральным планом разрабатывались отдельные проекты детальной планировки (ПДП) жилых микрорайонов. Одним из первых решался вопрос об освобождении центра города от старых и ветхих построек.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.

Был разработан ПДП застройки территории бывшего аэродрома (ул. Чайковского, Цветной бульвар, ул. Гагарина, ул. Красноармейская).

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.

Стельмащук говорил: «Опять мне выкручивают руки (в Краснодаре), заставляют строить такое убожество, которое через 20-25 лет надо будет ломать». Идеальная по условиям строительства территория была застроена типовыми пятиэтажными домами, высотой потолка 2,5 метра. Мало того, руководство города так «распределило» квартиры, что центр города так и остался не отселённым.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: санаторий «Волга», 1958-1959 гг.
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: лечебный корпус санатория «Ставрополье»
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: жилой дом на ул. Кубанской, 10. 1956-1959 гг.

                                          

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: павильон «Филателия» на Платановой алле
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: цирк на 1200 мест открылся на Пушкинском бульваре напротив курортной поликлиники № 1 16 июля 1955 года и просуществовал до открытия нынешнего здания цирка, возведённого по соседству в 1971 году

В 1955 г. в районе курортного парка имени Фрунзе началось строительство нового летнего цирка в Сочи. В июне в одном из живописных уголков Пушкинского проспекта развернулись монтажные работы. Его фасад был обращен в сторону центральной курортной поликлиники № 1. Планировалось, что новый цирк будет союзного значения и подчинён Главному управлению госцирков Министерства культуры СССР. Сооружение вели рабочие Сочинского строительного треста.

Возведены стены барабана цирка, построены артистические гардеробные помещения. 5 июня поднята на восемнадцатиметровую высоту металлическая ферма на специальных бетонных и железных опорах. На ней закрепят купол шапито и вся аппаратура воздушных номеров. Купол был изготовлен в Москве и прислан в Сочи. Капитальный двухэтажный фасад цирка сооружался по проекту сочинского архитектора Стельмащука.

В амфитеатре намечено было расположить 1300 кресел. Внутри нового здания не было видно подпорок, поддерживающих купол. Вместо тридцати мачт, которые очень мешали зрителям, снаружи была укреплена одна металлическая ферма. К ней-то и крепился весь купол. Поэтому в новом цирке не было плохих мест и были созданы условия для работы любого воздушного аттракциона.

На трибунах установлено свыше 1200 удобных откидных кресел. Они изготовлены по специальному заказу на Львовской мебельной фабрике. Ещё шли последние работы, но уже днем и ночью шли репетиции артистов. Новый манеж «осваивали» дрессированные лошади, лось, лисицы и белки.

Построенное на Пушкинском бульваре строение очень напоминало матерчатым куполом своего предшественника, установленного по американским образцам – красочный шатер, цирк-шапито 1936 г.

В 1955 г. под руководством главного архитектора города Стельмащука был выполнен проект Международного молодёжного лагеря «Спутник» в Хосте. В разработке этого проекта принимали участие архитекторы Тяпкин, Милова и другие.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: международный молодёжный лагерь «Спутник» в Хосте
Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: строительство молодёжного лагеря «Спутник»

Комсомольцы города объявили стройку ударной. В газетах стали регулярно появляться отчеты о ходе строительных работ, об ударном труде сочинских комсомольцев.

Кавказский молодежный лагерь «Спутник» начал свою работу 13 июля 1960 г. В то время в ансамбль архитектурных сооружений входили три здания: 2 трехэтажных спальных корпуса и клуб-столовая. Здания построены в современном стиле, с использованием новейших материалов и технологий.

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: молодежный лагерь «Спутник»

В конце 1950-х первого секретаря ГК КПСС г. Сочи Быкова сменил приехавший из Ялты Сергей Медунов.

В 1961 г. Александр Стельмащук был возмущен проектом типовой музыкальной школы в Сочи – это был сборно-разборный ангар. Именно после того, как Стельмащук отверг проект, он попал в немилость к первому секретарю Медунову.

Хотя замечательный сочинский архитектор Евгений Сердюков сделал из типового – знаковый объект. (В 1963-1964 гг. по проекту Сердюкова в Сочи была построена музыкальная школа с концертным залом на 470 мест. В 1991 г. школу переименовали в «Зал органной и камерной музыки»).

Наследие архитекторов: Стельмащук А. Н.
На фото: «Зал органной и камерной музыки»

Но 1-й секретарь Стельмащука не простил, началась откровенная травля и партийные разносы на заседаних горкома с разборками и унижением.

В 1961 г. Стельмащук ушел с должности главного архитектора города.

Чтобы понять причины сложившейся весьма тревожной для архитектурной профессии ситуации, необходимо оглянуться назад. Старшее поколение российских архитекторов помнит инициированное Хрущевым в 1955 г., губительное для профессии архитектора постановление ЦК КПСС о борьбе с излишествами в архитектуре. Тогда в стране и произошли системные изменения, перевернувшие с ног на голову веками сложившийся и устоявшийся во всем мире тандем архитектор — строитель.

В жилищном строительстве того времени, с целью удешевления, предписывалось отменить штукатурку фасадов и лестничных клеток, заменить чердачные крыши совмещёнными покрытиями. Строились дома галерейного типа, без элементарных удобств (ул. Гагарина) и с совмещёнными санузлами, малогабаритными кухоньками. Осваивалось крупнопанельное строительство.

Стояла государственная задача — курорт нужно превратить в «Кузницу здоровья», с максимальной пропускной способностью. В то время, как сердце курорта «Мацеста» оставалось на уровне 1930-х гг.

Александр Николаевич болезненно переносил всё происходящее и, в конце концов, сам тяжело заболел. И холодной, и снежной зимой 1964 г. умер.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Градостроительный совет города Сочи