Борис Ашотович Гарагаш – профессор, доктор технических наук по специальностям: «Основания, фундаменты и подземные сооружения», «Строительная механика», эксперт Минстроя России по конструктивным решениям оснований, зданий и сооружений.
Родился 2 октября 1941 г. в г. Грозный Чечено-Ингушской АССР.
Детство Бориса пришлось на годы Великой Отечественной войны, были слышны бомбежки, в октябре 1942 г. фашистами были предприняты массированные бомбардировки города. Основной отраслью экономики в Грозном были добыча и переработка нефти. В войну, когда часть оборудования была демонтирована, нефтепромыслы представляли из себя открытые обвалованные озера.
Отец Бориса был архитектором и ГИПом в Проектном отделе строительного управления государственного треста Грозненской и Кубанско-черноморской нефтяной и газовой промышленности «Грознефть», проектировал заводы. Отец однажды показал результаты конкурса на лучший фонтан «Прекрасная прорабка». В центре фонтана – девушка, а из глаз, из носа и ушей выливается вода. В суровых и очень тяжелых условиях послевоенной жизни люди не теряли чувство юмора.
После войны семья переехала из частного дома в многоквартирный. Времена были сложные. Учился Борис в мужской школе, в коридоре которой дежурил милиционер, так как после войны был резкий рост преступности. Отопление в школе было на нефти.
В 1959 г. Борис Гарагаш поступил в Грозненский нефтяной институт, на строительный факультет, на вечернее отделение. В институте была самая лучшая система обучения и воспитания: после 8-ми часовой работы каменщиком на стройке, вечером приходилось 3 часа учиться, несмотря на усталость.
В 1964 г. Борис Гарагаш женился на одногруппнице, уроженке Сочи.
Учась в институте, студенты уже знали, куда будет распределение после окончания института, что решало проблему трудоустройства молодёжи. И именно там студент проходил практику. Так, Борис практику проходил в Государственном проектном научно-исследовательском институте «Казахский ПромстройНИИпроект». Отучившись 5 лет и 10 месяцев, по распределению поехал в Алма-Ату, откуда был призван в армию.
В 1965-1966 гг. Борис проходил службу в армии в городе Пятихатки в Днепропетровской области Украины, потом в Волгограде.
В 1966 г. начал работу в Государственном проектном научно-исследовательский институт «Казахский ПромстройНИИпроект» в Алма-Ате на кафедре «Строительных конструкций». Проектировал Талнахский горно-рудный обогатительный комбинат – будущий Норильский никель. В этом месте было крупнейшее в мире месторождение медно-никелевых руд Талнахское, которое дало второе рождение Норильскому комбинату. Началось строительство рудников и города Талнаха на Таймырском полуострове. Вечная мерзлота. Жидкие отходы производства, так называемые хвосты, сливали, и они даже в минус 40 не замерзали.
В 1972 г. работал преподавателем в Волгоградском институте инженеров городского хозяйства (позже переименован в Волгоградский инженерно- строительный институт). Любил предметы «строительная механика», «железобетон».
Разрабатывал каркасную систему для сахарного завода, где несущий остов: колонны, ригели, 64 металлические сварные балки нужно было посчитать на прочность, устойчивость, смятие. Один из преподавателей, репрессированный немец Мяги, проверял расчеты за 5 минут в уме.
В 1972 г. Борис Гарагаш закончил аспирантуру в Днепропетровске УССР.
В 1972 г. получил Грамоту ЦК ВЛКСМ за освоение Целины. Для миллионов советских студентов «трудовой» семестр начинался на вокзале. С рюкзаками и гитарами ехали в тайгу и на целину. Слово «целина» нынешнему поколению россиян младше 30 лет уже практически ничего не говорит. Между тем в середине 60-х годов прошлого века у тогдашней молодежи оно вызывало чувство патриотического подъема и энтузиазма, и вряд ли меньшее, чем слово «космос». Эпоха масштабного освоения целинных и залежных земель на востоке СССР в Казахстане, комсомольцы и студенты целыми группами ехали покорять целину, потому что здесь им виделась не только романтика юности, но и возможность показать себя в новом деле, помочь своей стране и своему народу, как не громко это звучит по нынешним временам. Необходимо было быстро и эффективно решить в СССР зерновую проблему, возникшую вследствие нескольких неурожайных лет подряд, и единым махом в разы увеличить посевные площади.
Борис Гарагаш был командиром студенческого строительного отряда на станции Сороковая (нынешняя Астана) в Казахстане.
В 1990 г. создал научно-технический центр «Интеллект» еще работая в Волгограде. Началась перестройка. Перестроечные годы были для системы высшей школы сложными и противоречивыми: бюджетное финансирование институтов прекратилось, упал престиж высшего образования. Студенты уже не учились.
Специалисты НТЦ проектировали заводы, элеваторы, промышленные предприятия, многоквартирные жилые дома. Так, был запроектирован многоквартирный дом на ул. Театральная в Сочи. Техническое задание и договор были написаны на 80-ти листах.
В 1994 Борис Гарагаш с семьей переехал в Сочи, на родину жены.
В 1995-2006 гг. для дальнейшей работы открыли ООО «Дирекция строящихся объектов Волгоградского НТЦ «Интеллект». Компаньоном был Югославский подрядчик.
В 2007-2022 гг. Борис Гарагаш работал в должности руководителя ЗАО «Инвестиционно-Строительная Компания «Милбор».
С 2022 г. – по настоящее время – является руководителем ООО «Геотехника Кавказа»
В 2012 г. Борис Гарагаш написал монографию в двух томах: «Надежность систем «основание-сооружение», «Надежность пространственных регулируемых систем «основание-сооружение» при неравномерных деформациях основаниях».
Главное увлечение жизни – математика.
С 2020 г. Борис Гарагаш – как член Градостроительного совета при Главе города Сочи, занимает активную жизненную позицию.
Он рассказывает экспертам и проектировщикам об особенностях реконструкции зданий в сейсмическом районе, о результатах проведенных обследований, которые показывают, что большинство существующих зданий 70-х годов постройки в Сочи являются, с точки зрения сейсмостойкости, уязвимыми, так как были рассчитаны на 7 баллов. Сейчас же для Сочи установлена сейсмичность для зданий с массовым пребыванием людей – 9 баллов.
Особенно много внимания Борис Гарагаш уделяет технической безопасности. Он считает, что значительная часть существующих зданий в сейсмических районах должна быть подвергнута серьезной реконструкции, сопровождающейся разборкой «лишних» этажей, устройством антисейсмических швов, усилением фундамента. Например, два лишних этажа увеличивают нагрузку на конструкции в 2,68 раза (на 268%). Цена ошибки слишком высока.