Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

Дмитрий Иванович Кривошапка — краевед, литературовед, заведующий домом-музеем С. Н. Худекова «Вилла «Надежда», основатель музея балета имени С. Н. Худекова на вилле «Надежда», лауреат премии имени П. И. Бажанова «За поддержку культурных инициатив», ландшафтный дизайнер, Дмитрий Иванович Кривошапка — коренной сочинец в 4-м поколении.

Родился 27 января 1976 г.

Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

Дмитрий Иванович знает, помнит и чтит свое генеалогическое древо и родственные связи по мужской и женской линии.

Отец – заслуженный строитель РСФСР, отстроил половину Сочи. Дед и бабушка по линии отца из с. Тищенское, с. Птичье Ставропольского края. А брат папы и племянники до сих пор живут в г. Изобильный Ставропольского края. Причем, фамилия исторически у них «Кривошапко».

Мама из польского рода Прибыльских. Долгие годы Дмитрий жил с мамой, бабушкой и прабабушкой.

После окончания средней школы № 14 на ул. Туапсинская в Завокзальном районе Сочи, Дмитрий Иванович поступил в сельскохозяйственный техникум в Адлере, который был в то время школой садоводства.

Влияние на мировоззрение Дмитрия оказали преподаватели техникума и замечательные люди. Так, в 1993 г. Никитина Татьяна Константиновна познакомила его с Венчаговым Сергеем Ильичем – профессионалом, ландшафтным мастером и создателем «сочинского» стиля озеленения. Знакомство произошло, когда студенты приезжали на практику из Адлера. Озеленяли небольшие участки. Дмитрий Иванович работал с Венчаговым в качестве рабочего, подмастерья. Это было начало профессионального пути. Работать было непросто, так как Сергей Ильич был бескомпромиссным человеком. Работал руками. Сотрудничество было и в гостинице «Жемчужина», где открывались выставки цветов. Без участия Сергея Ильича они не проходили. Там же Дмитрий познакомился с Михаилом Дмитриевичем Тонконогом – большим другом Венчагова, мастером – аранжировщиком и цветоводом-декоратором, с которым впоследствии довелось много лет совместно работать.

В 1993 г. Кривошапка вступил в Сочинскую организацию русского географического общества и занимался в секции сохранения историко-культурного наследия.

Еще учась в техникуме, Дмитрий Иванович увлекся дореволюционной темой в истории Сочи. В то время он уже водил экскурсии по парку Дендрарий, и в 1994 г. поехал в Москву в Ленинскую библиотеку искать материалы об основателе Дендрария С. Н.Худекове.

В 1995 г. Дмитрий с отличием закончил Адлерский сельскохозяйственный техникум. После чего поступил на факультет плодоовощеводства и виноградарства в Кубанский государственный аграрный университет в Краснодаре. Но вмешались семейные обстоятельства: сильно заболела мама, поэтому Дмитрий ушел из университета.

В 1995 г. устроился на работу садовником в сад-музей «Дерево Дружбы» научно-производственного объединения «Сочинское» Российской Академии наук, где проработал до 2004 г. В этот период произошло знакомство с Марией Яковлевной Тарновской (1922 г. р.), которая 30 лет работала лектором в Дендрарии. Она изучала биографию С. Н.Худекова, а все материалы хранила в чемоданчике у себя дома на Цветном бульваре.

В 2004 г. Дмитрий поступил учиться в Санкт-Петербургскую лесотехническую академию, в институт ландшафтной архитектуры, строительства и обработки древесины, кафедра ландшафтной архитектуры. В 2009 г. получил диплом ландшафтного дизайнера, дендролога. Но все это время он по крупицам собирал материалы об удивительном человеке Сергее Николаевиче Худекове и его семье.

Талант Дмитрия Ивановича многогранен: он искусствовед и краевед, и ландшафтный дизайнер, много сделавший для города. Как ландшафтный архитектор он владеет латынью, языком древних римлян.

Из интервью Дмитрия Ивановича «Новой газете Кубани от 27 января 2017 г., записанного Денисом Шульгатым:

«Большую роль в моем воспитании и пробуждении интереса к прошлому сыграла моя прабабушка, которую я хорошо помню. Она почти ничего не говорила о прошлом, но бывали, видно, минуты, когда ей хотелось что-то сказать.

В детстве ее рассказы мне казались малоинтересными, разговоры о каких-то людях, которых я не знаю. Но чем старше я становился, тем более интересным мне были ее воспоминания. Перед смертью она назвала несколько имен, которые, как она считала, забывать в нашей семье не должны. Тогда же я впервые услышал имя Сергея Худекова.

Прошло время, я начал учиться в Адлерском сельскохозяйственном училище, и меня попросили сопроводить группу футболистов в парк-дендрарий. Тогда для лучшей подготовки к экскурсии я провел исследование в архивах, в ходе которого мне еще раз встретилась эта фамилия. Худеков в архивных документах был назван основателем Сочинского дендрария. Меня очень заинтересовала эта личность, и я стал собирать о нем материал. Чем больше я исследовал его творческую деятельность, его жизнь, тем лучше я понимал, что Сергей Худеков – очень интересный человек, о котором, к сожалению, в Сочи почти никто ничего не знает.

Шли годы, за более чем двадцать лет моей исследовательской деятельности я накопил достаточное количество уникального материала о Худекове. Все в городе прекрасно знали об этой даче, что она находится в центре парка. Но на моей памяти и памяти моих современников она всегда была складом. К сожалению, очень мало сохранилось фотографий дачи до пожара 1978 года.

Потом я уехал учиться в Ленинград, но все равно это исследование оставалось моей страстью. Мне посчастливилось познакомиться с коллекционером Эдуардом Никишкиным, потомком рода Штрукиных и Фоминых, крестьян Рязанской губернии, в поместье Худекова. Он передал нашему музею множество экспонатов и передает их до сих пор – уже более тысячи. Но это было потом, а тогда постепенно я шел к своей цели.

Я устроился в сад-музей «Дерево дружбы», занимался там селекцией местных плодовых деревьев. Тогда же я начал работать экскурсоводом и в парке дендрария, материал для музея накапливался. Позже я познакомился с экскурсоводом Марией Тарновской, которая сказала мне, что собрала множество материалов по Худекову, даже собиралась писать книгу. Именно она стала моей путеводной звездой. Но сколько я не обращался к руководству Дендрария с предложением о создании музея – бесполезно.

В 2000 году вызвали к руководству всех экскурсоводов и велели расписаться в какой-то бумаге, что у Худекова не было детей. Я единственный, кто не стал расписываться – я ведь знал, что у него было трое детей своих и еще трое приемных. Ко мне приезжали потомки Худекова, мы общались, я опять же что-то узнавал от них, но все это были частного рода визиты. Никто идею о создании музея не поддерживал, и я стал терять всякую надежду.

 В 2005 году ко мне обратился священник отец Александр с просьбой помочь ему строить храм. Я погрузился в церковные хлопоты, занялся разработкой новых паломнических маршрутов на святыни Абхазии и возглавил Сочинский епархиальный паломнический отдел. Я всегда молился, загадав про себя: если в жизни Худекова есть темные пятна, значит, музея никогда не будет. Но если он достоин, чтобы был его музей, я это как-то пойму, мне будет знак. Уже позже я на год устроился экскурсоводом на чайную фабрику в Дагомысе, и ровно через год, день в день, когда у меня заканчивался контракт, мне звонит директор парка дендрария и говорит: «Дмитрий Иванович, мы вас везде ищем. Мы хотим, чтобы вы возглавили научную библиотеку и архив научно-исследовательского института в Дендрарии». И тут я понимаю, что вот он знак! Мчусь в Сочи и получаю ключ от виллы «Надежда» в тот же день. И с тех пор, с 2009 года, я начал собранные ранее экспонаты, материалы размещать в созданное фондохранилище. Да, было трудно, кто-то верил, кто-то не верил, но коллекция постепенно собиралась».

Из истории Дендрария.

Сергей Худеков – автор ряда пьес, романов и фундаментального труда четырёхтомной «Истории танцев», автор балетных либретто, по одному из которых во многих театрах мира до сих пор ставится балет «Баядерка», несколько десятилетий был редактором «Петербургской газеты», меценатом, коллекционером, видным общественным деятелем своего времени. После переезда в Сочи обнаружил в себе еще одну страсть — садоводство и создание уникального парка. Саженцы пришлось приобретать не только в Крыму, на Кавказе, но и в Германии, и в средиземноморских странах. Растения и садовый инвентарь Худеков предпочитал покупать сам и ездил за ним за границу. В одну из таких поездок в Монте-Карло он подсмотрел там ландшафтные уголки и увидел виллу своей мечты, которую воплотил позднее как вилла «Надежда». Белоснежный особняк на склоне Лысой горы возвели в 1899 г. по проекту архитектора А. И. Костырева.

Вместе с агрономом М. Лангау хозяин виллы «Надежда» закупил экзотические растения, вазы, скульптуры и фонтаны. Архитектурными элементами украсили аллеи, поляны и лестничные марши.

Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

После революции и гражданской войны парк был национализирован, а в 1921 г. отдан Сочинской опытной станции сельскохозяйственных и южных плодовых культур. Через десять лет территория парка и постройки были переданы в ведение «Техлессемкультра», с этого времени парк и получил свое современной название «Дендрарий».

До Великой Отечественной войны 1941 г. директором Дендрария был Петр Акимов.

Бывшая вилла «Надежда», сменив несколько назначений, после пожара 1978 г. разрушалась, через тридцать лет окончательно придя в полный упадок.

В конце 80-х гг. в здании был снят паркет, перила, рамы, двери, была вывезена мебель, не осталось ни одного снимка интерьера. А в последние 30 лет этот памятник архитектуры федерального значения служил складом для удобрений и зимних укрытий для растений парка Дендрарий.

История возрождения виллы «Надежда» и создание музея балета имеют фантастический сюжет. Дмитрий Иванович Кривошапка, как увлеченный человек и истинный патриот города, по крупицам собирал исторические реликвии, разыскивал родственников С. Худекова в Москве и Рязанской области, поддерживал и поддерживает с ними связи. В 2007 г. в Рязани отмечали 170-летний юбилей Худекова, и на празднество съехалось около трех десятков его потомков. Прямых потомков среди собравшихся не оказалось. Все это были отпрыски шестерых его сестер. Они сообщили, что в селе Ижевском Спасского района живет Татьяна Сергеевна Костарева – внучатая племянница Худекова по линии его сестры Ольги.

И Дмитрий Иванович из Сочи поехал в Ижевское Рязанской области знакомиться с Татьяной Сергеевной. Ее отец, Сергей Анатольевич, был не только племянником и крестником Худекова, но и управляющим его имением в Сочи, одним из создателей знаменитого Сочинского парка-дендрария. Он закончил лесную академию в Швейцарии и рассказывал, что в начале 90-х гг. XIX века в местности, еще называвшейся не Сочи, а Даховским Посадом, «было красиво, величественно, дико».

Как пишет Юстина Лазарева в очерке «Сквозь века и золу — исключительная биография С. Н. Худекова»:

«Большое счастье, что отдельные энтузиасты на рязанской и сочинской земле не только хранят память о выдающемся земляке, но имеют желание и потребность поделиться ею. Такая деятельность заслуживает самой глубокой признательности, ибо в наших реалиях это миссия для стойких духом, для избранных».

Удивительным неожиданным и судьбоносным событием стало в 2010 г. посещение Дендрария председателем координационной комиссии Международного Олимпийского Комитета Жаном-Клодом Килли, которого до глубины души растрогала история любви Сергея и Надежды Худековых. У него была похожая история с его горячо любимой женой, которой построить виллу он не успел, из-за ее смерти. И уже на встрече с Президентом России Жан-Клод Килли сказал, что во время Олимпиады в Сочи он хочет жить на вилле «Надежда» в Дендрарии. Вот тогда-то и начался настоящий переполох, пошли подвижки. Была создана рабочая группа. Министерство культуры России сделало проект реставрации виллы «Надежда», средства на реставрацию были выделены Министерством природных ресурсов России.

В марте 2013 г. начались реставрационные работы. В связи с тем, что ни одного снимка интерьера дачи не сохранилось, при реставрации встал вопрос воссоздания с нуля, в стиле дворянской усадьбы конца XIX века. Если раньше это был жилой дом, принадлежавший яркой личности, государственному деятелю, писателю, журналисту, издателю «Петербургской газеты», драматургу, искусствоведу, театральному критику, то теперь в здании был предусмотрен музей с большой собирательной экспозицией, посвященной жизни и творчеству основателя Дендрария.

В марте 2014 г. Минприроды России издало приказ о назначении Дмитрия Ивановича Кривошапка заведующим домом – музеем С. Н. Худекова, ведь только благодаря его подвижничеству наследие по крупицам было восстановлено, и 14 июня 2014 года состоялось открытие музея.

Жан-Клод Килли в 2014–2015 гг. неоднократно посещал дом-музей вместе с президентом Оргкомитета по подготовке к Олимпийским играм «Сочи-2014» Д. Н. Чернышенко (ныне заместитель председателя Правительства РФ), а затем со своим братом из Швейцарии.

Однажды, посетив дом-музей, услышав рассказы Дмитрия Ивановича, зоолог и биогеограф, ведущий программы «В мире животных» Н. Н. Дроздов предложил ему переехать в Москву и вести на телевидении передачу «В мире растений». Но Д. И. Кривошапка отказался.

Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

А далее Дмитрий Иванович, как директор дома-музея воплотил еще одну мечту. Музей стал литературно-музыкальной гостиной, культурным центром, местом встреч творческих людей и музыкантов.

На вилле «Надежда» Д. И. Кривошапка основал Музей балета имени С. Н. Худекова. Воссоздан интерьер комнат, в том числе кабинет, музыкальная гостиная, балетный зал, столовая с буфетом, который члены семьи прозвали «скатертью-самобранкой», потому что через него из кухни подавались блюда в столовую. Частная библиотека семьи представлена 160 книгами, включая знаменитую «Историю танцев».

Ход этих 20-летних событий выглядит фантастично. А со временем все сделанное уже становится обычным. Хорошо, что есть память человеческая. Нужно помнить, что создание музея произошло не вдруг, и не в миг. Более двадцати лет работал в архивах, библиотеках, копил и собирал уникальный материал Дмитрий Иванович Кривошапка, чтобы сегодня рассказывать нам об основателях Сочи.

Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

А рассказать и заинтересовать он умеет так, что артисты балета передают в дар музею фотографии, журналы с памятными надписями, автографами, диски с выступлениями, сценические костюмы.

В 2010 г. платье из балета «Баядерка» передала народная артистка СССР Габриэла Комлева. Годом ранее балерина из Венесуэлы Клара Сазанова подарила курорту свое платье.

Прима-балерина Мексики Элиза Каррильо Кабрера «с большой любовью, нежностью и преданностью» подписала свои пуанты и подарила их курорту.

Сейчас для туристов открыты пять комнат особняка. Гости могут увидеть, как жила дворянская семья, какую косметику заказывала из Парижа супруга Сергея Худекова Надежда. Хозяйка любила встречать гостей на кухне, потчевала друзей семьи угощениями, приготовленными в русской печи. На чаепитие сюда 100 лет назад съезжались именитые певцы, музыканты, художники.

Д. И. Кривошапка как многогранный человек, еще и талантливый ландшафтный архитектор и дендролог.  В 2009 г. он занимался реконструкцией и восстановлением дворика зала органной и камерной музыки. Это была нагрузка помимо основной работы: все рабочие процессы в саду велись вечером. Каждый вечер – прополка, полив, подсадка, подрезка. Для того, чтобы восстановить сад, Дмитрий Иванович ездил в хозяйства ДЦК на Мацесте и покупал какое-то количество цветочного материала (примулы, виолы). Закончились работы в 2014 г.

Говоря о наследии С. И. Венчагова, Д. И. Кривошапка говорит:

«Фитофантазия» – это лаборатория садово-паркового искусства. Опыт нужно передавать.  Должны проводиться грамотные экскурсии, где объясняется стиль, раскрывается, как это было в 90-е годы. Чтобы сюда приходили экскурсоводы, люди, которые занимаются ландшафтным озеленением, чтобы этот опыт передавался. Мы видим здесь с вами приёмы – давайте эти приёмы сохранять и приумножать на других объектах».

Дмитрий Иванович щедро делится знаниями с читателями на страницах научных журналов.

В 2012 г. в Научном журнале «История и историки в контексте времени» была опубликована статья Дмитрия Ивановича «Роль личности в истории строительства храма Михаила Архангела» в рамках научной работы в Научно-исследовательском институте «Горлесэкол» (ФГУ «Научно-исследовательский институт горного лесоводства и экологии леса»).

В 2014 г. Дмитрий Иванович принимал участие в научно-практической конференции «Постолимпийский Сочи: экологические проблемы и перспективы сохранения природного и историко-культурного наследия» и выступил с докладом «Сохранение объектов культурного наследия на примере памятника федерального значения «Вилла «Надежда»» С. Н.Худекова (г. Сочи)».

В 2018 г. Дмитрий Иванович опубликовал серию статей в критико-публицистическом журнале «Музыкальная жизнь»:

  • статья «Синьор Риккардо, или баловень судьбы» — о Риккардо Эудженио Дриго, дирижере Императорской итальянской оперы в Петербурге, затем – дирижере Итальянского балета в Петербурге.
  • статья «Богиня радости и веселья» — о балерине Мирии Петипа.
  • статья «Ювелиры балетного мастерства» — о друзьях и сподвижниках, которых объединяла страсть к коллекционированию балетных реликвий, о Сергее Худекове и Мариусе Петипа.

В 2018 году имя Д. И. Кривошапка вошло в книгу «Ими гордится Кубань».

В 2020 г., в период угрозы распространения коронавирусной инфекции, Дмитрий Иванович, как заведующий выставочной экспозицией Сочинского национального парка, проводил увлекательный онлайн-экскурс по знаменитому парку «Дендрарий». Участники экскурсии виртуально гуляли по исторической части дендропарка, знакомились с большими ботаническими отделами, с историей основателей парка, с фонтаном «Амуры», главной лестницей парка, с удивительными людьми и событиями, происходящими здесь в конце XIX – начале XX века.

Слушать Дмитрия Ивановича Кривошапка как человека, владеющего идеальным русским языком, доставляет несказанное удовольствие. На экскурсиях по парку его рассказ о растительном мире завораживает:

«Пирамидальные кипарисы, которые как колонны поддерживают своды голубого сочинского неба; цветущие беловато-желтоватые цветки асмантуса душистого с ароматом абрикосового варенья; нежно-розовые махровые цветки камелии восхищают посетителей; над макушками сосен — гигант растительного мира – секвойя; веточки с шиповатыми листьями арбутиса, цветы которого напоминают кисточки ландыша….».

Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

В октябре 2022 г. Сочинскому городскому отделению Русского географического общества исполнилось 65 лет. Дмитрий Иванович был награжден Почетной грамотой Главы города Сочи Алексея Сергеевича Копайгородского за самоотверженный труд по сохранению культурного наследия на благо города Сочи.

Мэтры Сочи: Кривошапка Д. И.

Дмитрий Иванович Кривошапка – увлеченный и искусный рассказчик. Когда бываешь на его экскурсиях – время останавливается, ты будто попадаешь в начало 20 века и оказываешься в верхней аристократической части посада Сочи, вместе с историческими персонажами конца 19 века: Мамонтовыми, Зензиновым, Буткиным, Хлудовым.

Назвать это действо экскурсией нельзя. Дмитрий Иванович как будто проживает жизнь своих героев, и щедро делится знаниями и историей со студентами, горожанами, гостями города и неравнодушными людьми.

Так, уже с 9 по 10 декабря 2022 г. в Дендрарии пройдут праздничные мероприятия: конференция и концерт, посвященные 185-летию со дня рождения Сергея Николаевича Худекова и 130-летию со дня основания Худековского парка.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Градостроительный совет города Сочи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x