Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Светлана Моисеевна Гурьева – почетный член РФГС – Российской федерации горнолыжного спорта.

Москвичка в нескольких поколениях, после школы Светлана поступила в педагогический институт на исторический факультет. Будучи весьма разносторонней спортсменкой, Светлана увлекалась различными видами спорта. В Москве тогда были образованы добровольные спортивные общества для развития массового физкультурного движения, повышения спортивного мастерства. И тогда же в Москве культивировался лыжный спорт, было много спортивных клубов. Первые объединения любителей лыж возникли на равнинной местности. Настоящим горнолыжным центром тогда стали Воробьёвы горы.

Учась на дневном отделении в педагогическом институте, Светлана поступила еще и на вечернее отделение факультета физической культуры. После окончания института Светлана Моисеевна по распределению работала учителем истории и физкультуры в одной из Московских школ.

Будущий муж был тренером по горным лыжам, что и определило основное направление жизни.

В 60-е годы XX века стремительно развивалось Приэльбрусье: строились канатные дороги, тренировались все ведущие горнолыжники страны, создавались детские горнолыжные школы и на трассах Приэльбрусья проводили чемпионаты СССР по горным лыжам.

В 1965 г. супруги Гурьевы Светлана Моисеевна и Дмитрий Алексеевич открыли первую в стране школу-интернат по горнолыжному спорту в посёлке Терскол Кабардино-Балкарии. Они руководили школой и одновременно тренировали детей. Светлана была директором, Дмитрий – тренером. Сын ходил в 5 класс. Но возникла проблема – уровень преподавания в местной общеобразовательной школе был не очень высоким. И у ее выпускников было мало шансов поступить в ВУЗ.

Можно было вернуться в Москву к родителям.

И в это время друзья семьи, заслуженные мастера спорта по альпинизму братья Алексей и Андрей Малейновы, рассказали про посёлок Красная Поляна. Они же упоминали о довоенных изысканиях под горнолыжку — еще в 1898 г. Красную Поляну обследовала специальная государственная комиссия под руководством Николая Абазы и признала ее ценной горноклиматической станцией, которую решили развивать как горно-климатический курорт.

В 1967 г. в январе, в зимние каникулы, Гурьевы поехали на разведку. Последний отрезок пути до Красной Поляны преодолели на вертолете, так как автодорога была перекрыта обвалившейся скалой.

Но все транспортные и бытовые трудности померкли от вида Краснополянского урочища: горы, яркое солнце и море снега, по крышу засыпавшего дома. «Мы просто обалдели», — вспоминает Светлана Моисеевна. По счастливому стечению обстоятельств, горноклиматические и ландшафтные условия Красной Поляны в конце 60-х годов максимально соответствовали требованиям создания горнолыжных трасс.

В 1967 г. комитет по физической культуре и спорту СССР командировал Гурьевых для изучения обстановки в район посёлка Красная Поляна. Они подробно изучали местность в течении месяца, осмотрели практически все склоны вокруг Красной Поляны с целью выбора места для размещения Республиканской горнолыжной детско-юношеской спортивной школы (РГДЮСШ). В итоге остановились на склонах близ ручья Ржаного (25 лет спустя здесь началось строительство ГЛК «Альпика-Сервис»). Зимнее обследование Дмитрия Гурьева подтвердило правильность выбора места под горнолыжную базу.

И тогда их перевели из Приэльбрусья, популярного горнолыжного курорта в Советском Союзе, в тихое, спокойное местечко, до которого из-за частых оползней и лавин можно было добраться лишь вертолетом. Сегодня название этой деревушки известно на весь мир, тогда же его знали только местные любители лыж: Красная Поляна.

1 января 1968 г. решением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР была образована республиканская детско-юношеская горнолыжная спортшкола (РГДЮСШ) в городе Сочи. Первым директором РДЮГСШ была назначена Светлана Гурьева, старшим тренером— Дмитрий Гурьев. Для освоения склонов в Красной Поляне понадобился человек с пробивным характером и верой в непременный успех данного предприятия. Им стала Светлана Гурьева — с неё и её детской горнолыжной школы началась история горнолыжных курортов Красной Поляны.

Но этого было мало. Для выделения ресурсов (подъемники, помещения, горнолыжный инвентарь) под строительство горнолыжной базы требовался больший повод, чем просто создание горнолыжной детской школы. И Светлане Гурьевой удалось «пробить» это место под тренировки сборной СССР по горнолыжному спорту. Этот проект принес ресурсы и деньги под строительство подъемников в п. Красная Поляна.

Первый горнолыжный сезон в Красной Поляне был открыт 6 декабря 1968 г. Именно в этот день семья Гурьевых (Светлана, Дмитрий и их сын), на глазах у изумленных людей, решила опробовать свежевыпавший снежок. Фурор среди местных произвело уже одно появление новоселов на улице — в ярких импортных костюмах из эластика, горнолыжных ботинках, с лыжами на плечах.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Одним из тренеров, приглашенных Гурьевыми на работу в Красную Поляну, был Павел Шумихин, ныне его фамилией назван один из цирков в районе горнолыжного комплекса «Альпика-Сервис» — «Шумихинский цирк». Николай Михайлович Кононов — ещё один бывший тренер РГДЮСШ.

Под республиканскую горнолыжную детско-юношескую спортивную школу (РГДЮСШ) в городе Сочи были выделены земельные участки в районе села Эстосадок. В настоящее время на базе бывшей РДЮГСШ находится первая канатно-кресельная дорога, построенная в Красной Поляне ГЛК «Альпика-Сервис».

На базе образованной горнолыжной школы проводились тренировки сборной СССР по горнолыжному спорту. Обеспечение спортсменов в то время было очень хорошим. Спортсмены в горах жили в базовом лагере, в котором находились благоустроенные палатки, обустраивалась баня, на летнем снегу устанавливались бугельные подъёмники. Тренировки были организованы циклами: четыре дня на снегу, затем четыре дня на побережье и обратно в горы, спортсмены находились под постоянным медицинским наблюдением — шла интенсивная научная работа. Такие тренировки проводились до середины июля, именно до этого времени снег на хребте Аибга позволял тогда проводить полноценные тренировки.

В 1968 г. Светлана Моисеевна в составе группы тренеров сборной СССР была направлена на Олимпийские игры в Гренобле, именно там она загорелась мечтой об Олимпийских играх в Сочи. И принялась уговаривать спортивное начальство немедленно начать освоение региона, расписывая уникальный климат, глубокий и плотный снег, склоны, позволяющие разместить трассы любого уровня сложности. И уговорила.

Впервые о перспективах развития всесоюзной здравницы еще и как горнолыжного курорта страна узнала в 1969 г. — в журнале «Техника Молодёжи» вышла статья Светланы Моисеевны «Сочи – море, горы, снег, спорт» о перспективах Красной Поляны, где подробно рассказывалось об изыскательских работах в этом регионе: «Красная Поляна, очевидно, сможет со временем принять и летающих лыжников, и саночников, и бобслеистов. Уже начат следующий этап спортивной разведки. Специалисты прикидывают, где бы установить трамплины, проложить санные трассы. Конкретнее оцениваются возможности «заселения» высотного этажа Аибгинских гор. Оказалось, что здесь самое обильное в Российской Федерации снегозалегание — зимой меньше двух метров не случается. На самом же хребте, на высоте 2400 м, снег не тает круглый год. Обилие солнечных дней, необходимая влажность воздуха, атмосферное давление, не требующее от спортсменов акклиматизации, — всё это несомненные плюсы краснополянской погоды…»

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Жизнь кипела. Было запроектировано новое школьное здание с большим тренировочным залом и плавательным бассейном. Совместно с учеными из лаборатории снежных лавин геофака МГУ провели исследования возможностей спортивного освоения района. Прорубили первые просеки, проложили первые трассы, установили первые подъемники буксировочного типа.

В 1969 г. возник горнолыжный комплекс, получивший название «Спартак»: на склоне Аибги, в районе нынешней станции «Альпика» курорта «Газпром» было установлено три бугельных подъёмника и четыре вагончика под нужды горнолыжной школы.

Немало задач пришлось решить проектировщикам трасс. Склоны здесь такие, что самое трудное — выбрать наивыгоднейший по экономическим меркам маршрут. Именно точный расчет, желание избежать лишних строительных затрат, вынуждали спортивных специалистов отказываться от соблазнительных трасс.

В 1972 г. были установлены первые стационарные подъемники — четыре ВЛ-200 производства ЧССР (Чехословацкой Социалистической Республики), были установлены в Красной Поляне — в том месте, где сейчас расположен выкат первой очереди комплекса «Альпика-Сервис». Снежная обстановка в те годы была совершенно другой: маленькие строительные вагончики, в которых базировалась РГДЮСШ, по самые крыши заваливало снегом.

В 1974 г. был установлен еще один подъемник — уже ВЛ-1000, который вскоре получил название «Ленинградка». Успехов в развитии горнолыжного спорта удалось добиться при поддержке руководителей Спорткомитета РСФСР Валентина Алехина и Вячеслава Захавина — именно благодаря им были выделены средства на строительство первых горнолыжных подъемников в Красной Поляне.

На Спартакиаде народов СССР на горнолыжном комплексе под Красноярском в Бобровом Логу выступила воспитанница Гурьевых Алла Зиборова, которая заняла второе место на трассе скоростного спуска.

В 1974 г., когда Москва выиграла право проведения летних Олимпийских игр 1980 г., на Олимпийскую стройку были брошены все материальные и людские ресурсы страны.

В 1976 г. Гурьевых отозвали из Красной Поляны для работы в Спорткомитете СССР и подготовки к Олимпийским играм 1980 г. в Москве.

Светлана Моисеевна становится спортивным директором центра подготовки Олимпийских сборных в подмосковном Новогорске.

Без Гурьевых горнолыжная школа просуществовала недолго. Ее какое-то время передавали с рук на руки, из одного спортивного общества в другое, пока окончательно не закрыли. В горнолыжной истории Красной Поляны начался длинный период безвременья.

А у Светланы Моисеевны новые проекты. В 80-х годах она совместно с группой сочинских архитекторов разработала Концепцию спортивно-оздоровительного развлекательного парка «Звенигородские горки», г. Звенигород, Московская область.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.
Мэтры Сочи: Гурьева С. М.
Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

И горнолыжный комплекс «Солнечная поляна».

В конце 80-х годов Светлана Моисеевна состоит в группе женщин-поклонниц экстремальных видов спорта, носящей название «Метелица». Эти отважные женщины посетили Землю Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане и дошли на лыжах до Южного полюса. «Пересечь Антарктиду было второй моей великой мечтой», — говорит Гурьева.

Проект женского экспериментального научно-спортивного отряда «Метелица» — единственной в мире эксперимент создания научно-экспедиционной команды лыжниц с уникальными походами российских женщин в арктических и антарктических широтах нашей планеты. Были и курьезные случаи, и происшествия, которые случались с командой. Так, в одном из тренировочных сборов на Земле Франца-Иосифа, команда встретилась сразу с тремя белыми медведями, которые не испугались ни собак, ни выстрелов из карабина. И только применение сигнальных патронов отпугнуло медведей.

А экспедиция «Метелицы» в Антарктиду продолжалась 57 дней, с декабря 1988 г. по февраль 1989 г. Экспедиция проходила по маршруту: станция Молодёжная — перелёт до станции Мирный и далее — лыжный переход от станции Мирный через станцию Комсомольская до станции Восток. Общий пройденный путь на лыжах составил 1420 километров.

Но при такой занятости Светлана Моисеевна не забывала о своей мечте о проведении Олимпийских игр в Сочи.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Повод вспомнить о Сочи представился во второй половине 1980-х, после того, как советским спортивным чиновникам не удалось соблазнить руководство Ленинграда идеей проведения зимней Олимпиады. Тут-то и вспомнили о начатом, но брошенном Краснополянском проекте. Подсказала Светлана Моисеевна.

В 1989 г. советское правительство Михаила Горбачева, наконец, заинтересовалось идеей проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. В одном секретном документе говорилось, что у черноморского курорта были «все предпосылки для того, чтобы принять от 20 до 30 тысяч иностранцев и от 50 до 70 тысяч советских туристов». Сочи вступил в борьбу за проведение Игр 1998 г.

«Принять предложение Олимпийского комитета СССР о выдвижении города Сочи для проведения в нем Олимпийских игр». Решение сочинского горсовета народных депутатов, датируемое началом 1989 г., — первый официальный документ, в котором город фигурирует как потенциальная столица Олимпиады. Речь тогда шла о зимних Играх 1998 г. Однако продолжения история не получила — Сочи даже не был утвержден в качестве кандидата. Город тогда сам снялся с конкурса: у СССР в то время были совсем другие проблемы. А через полгода после того, как 15 июня 1991 г. это право было отдано японскому Нагано, Советский Союз и вовсе распался.

Через четыре года Сочи вновь заявил о своих олимпийских амбициях: прицел был на зиму 2002 года. Но дело вновь закончилось поражением, хотя на сей раз и не разгромным. Судя по тому, что город вошел в список официальных кандидатов, шансы все-таки были. Кстати, главным аргументом против Сочи-2002 была тогда неспокойная обстановка в прилегающих регионах.

А Красная Поляна жила своей жизнью. В марте 1992 г. создается ООО «Фирма «Альпика-Сервис», ставшая на ближайшие 10, а то и 15 лет главным поселкообразующим предприятием Красной Поляны. Уже в следующем, 1993 г. «Альпика» вводит в эксплуатацию первую в долине канатно-кресельную дорогу. Дефицит государственного внимания привел к бурному росту частного бизнеса.

Казалось, жизнь Красной Поляны вошла в устойчивую колею — частные подъемники, частные отели, частные цели. Не слишком амбициозно, но более или менее стабильно. Однако все вновь резко изменилось.                       

Тогда после отставки президента Бориса Ельцина к власти пришел Владимир Путин, который от своего предшественника отличался в решающем для Гурьевой смысле: тогда как Ельцин был большим поклонником тенниса, Путин с удовольствием катался на лыжах. И вот в декабре 2000 г. у Гурьевой зазвонил телефон. На другом конце линии был Леонид Тягачев — легенда советского лыжного спорта, а также лыжный тренер Владимира Путина и будущий президент Олимпийского Комитета России. Он предложил Гурьевой изложить свои представления о проведении соревнований в Красной Поляне, потому что в Кремле проявили интерес к этой идее.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Идея формирования мощной базы для проведения массовых соревнований по зимним видам спорта к этому времени обретает всё более реальные очертания. На горнолыжных склонах Красной Поляны Президента страны сопровождал Леонид Тягачев — президент Олимпийского комитета России и одновременно — президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда. Ну а пост вице-президента занимала Светлана Гурьева.

Схема размещения спортивных объектов в районе Красной Поляны до сих пор висит на стене ее кабинета в Олимпийском комитете России.

Ознакомившись с предложениями о проведении Олимпиады в Сочи, президент дал отмашку на разработку программы создания горноклиматического курорта (ответственным был назначен Герман Греф, тогдашний министр экономического развития и торговли). И предложил вести параллельно работу по привлечению в страну зимних Олимпийских игр.

Последняя задача осложнялась тем, что свою кандидатуру успела выдвинуть Москва — на проведение летней Олимпиады-2012. В конце концов в кабинетах власти пришли к компромиссу: пролетает Москва — сразу же заявляется Сочи (на 2014 г.). Главная проблема была в остром цейтноте: сингапурская сессия МОК, посвященная выборам города — хозяина Олимпиады-2012, должна была пройти 7 июля 2005 г., а последний срок подачи заявки на проведение Олимпиады-2014 — 27 июля. На все про все — 20 дней.

И вот из Сингапура приходит для кого-то печальная, а для кого-то радостная весть: Москва не прошла во второй тур. «Звоню Тягачеву, — вспоминает Гурьева. — Он просит дать ему два часа, после чего скажет, начинать ли процедуру. С кем-то, видимо, переговорил. Перезванивает: «Все, запускай!» Гурьева немедленно летит в Сочи и кладет на стол тогдашнему мэру города Виктору Колодяжному составленный ею текст письма — от имени городских властей в адрес Олимпийского комитета России — с заявкой на проведение Олимпийских игр 2014 г. Письмо было подписано Колодяжным и в тот же день доставлено Гурьевой в Москву.

Самым сложным во всей этой бюрократической круговерти было провести полагающееся в таких случаях олимпийское собрание — высший орган Олимпийского комитета России. Согласно уставу, делегатов нужно было известить не ранее чем за 15 дней до даты созыва. В итоге собрание состоялось буквально за день до окончания срока подачи олимпийской заявки.

В 2005 г. Светлана Моисеевна организовала ООО «Международный горнолыжный клуб «Красная поляна», в Красной поляне были зарезервированы земли для Олимпийского строительства.

Ну а в 2007 г. Светлана Гурьева, приехав в составе российской делегации в далекую Тегусигальпу, услышала из уст президента МОК: «Ladies and gentlemen… Sochi!»!

– Слезы текли, — признается Светлана Моисеевна.

И сказать, что эти эмоции понятны, — значит не сказать ничего. Уж кто-кто, а она действительно заслужила эти Игры. Она о них мечтала почти 40 лет.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Большая организационная работа была проведена Светланой Моисеевной по подготовке к Олимпийским играм-2014, когда непосредственно перед Играми в составе рабочей группы Олимпийского комитета России она следила за строительством спортивных объектов, так как руководила управлением по мониторингу организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

– Не было даже сомнения, что не успеем. Гонка, конечно, дикая была. Сутками работали все. Не считаясь ни с возможностями, ни с физическим состоянием… Но это была очень интересная работа! – призналась Светлана Гурьева корреспонденту ТАСС.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

А кроме этого, Светлана Гурьева — вице-президент ФГССР, советник Президента Олимпийского комитета России, руководитель рабочей группы «Сочи-2014» при Аппарате Президента ОКР, факелоносец олимпийского огня в Сочи 2014. В 2014 г. награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 степени.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Ее муж, Дмитрий Гурьев —– заслуженный спортивный тренер-педагог, долго трудился в Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, начальник сборных команд России по горнолыжному спорту. Сейчас Дмитрий Алексеевич находится на заслуженном отдыхе.

А Светлана Моисеевна снова в пути.

В 2015 г. она организовала ООО «Инвестспортстрой», учредитель — НАО «Красная Поляна». Ведь у нее опять есть мечта, к которой она идет 15 лет – строительство Центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка» в Красной поляне. И она обязательно его построит! Рабочий график Гурьевой сегодня очень плотный: встречи, совещания, перелеты Москва-Сочи. Она проверяет сметы и рассматривает проектную документацию, согласовывает этапы проектирования.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

– А еще обязательно напиши, что она замечательный отзывчивый человек и прекрасная подруга, – говорит о Светлане Моисеевне Елена Салтыкова, которая более 40 лет является ангелом-хранителем департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи.

Мэтры Сочи: Гурьева С. М.

Вот такая она, Светлана Моисеевна Гурьева. Ее голос и сейчас полон оптимизма, решимости и убежденности, что все лучшее впереди.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Градостроительный совет города Сочи